Послание святого апостола Павла к Галатам (1:11- 19)
Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Евангелие от Луки (16:19 — 31)
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, мы слышали отрывок из послания апостола Павла к Галатам (Гал. 1:11-19) и Евангелие от Луки (Лк. 16:19-31).
Мы должны особенно внимать учению апостола Павла, потому что, как мы только что слышали, он, не отрицая апостольское предание, свидетельствует, что получил Евангелие от Самого Господа Иисуса Христа. Иными словами, ему Сам Господь открыл Себя. Господь дает благовестие Своим Ученикам, ученики – своим последователям, а они – своим. Так Евангелие доходит и до нас. Апостол Павел подчеркивает, что он получил благовестие от Самого Христа, но не для того, чтобы возвыситься над другими. Это говорит нам о том, что, если мы хотим лучше понимать Евангелие, мы должны обязательно принимать учение апостола Павла. Неслучайно в Церкви за богослужением чаще всего употребляются послания апостола Павла. То, что Господь Сам открывает Себя Павлу по дороге в Дамаск, не просто подарок ему. Откровение Христово пережито Павлом внутренне, было дано ему через внутренний опыт Богопознания. Дальнейшее уже зависит от человека. Мы должны не только внешне принимать то, что Господь дает нам, но и быть готовыми это пережить по-настоящему. Когда Господь призывал гонителя Савла на апостольское служение, Он видел в нем эту готовность идти и благовествовать язычникам. (Павел говорит о себе как об апостоле язычников.)
Мы, имея пример апостола Павла, должны понимать, что и от нас, от нашего желания, от нашей готовности зависит то, как мы примем от Господа Его дар, Его помощь, Его благословение.
В Евангельском чтении хочу обратить ваше внимание на несколько моментов. В притче речь идет о богатом человеке и бедном Лазаре. Богатый человек прожил жизнь и все, что хотел, взял здесь, на земле. В вечность он ушел ни с чем и попал в ад. Нищий Лазарь, который у врат его богатого дома ожидал милости, после смерти попал на лоно Авраамово. В нашем храме есть роспись, на которой изображена сцена – Авраам. Лоно Авраамово в Церкви с давности считалось образом загробного блаженства и даже образом Царства Божиего. На лоне Авраамовом дети, там, наверное, и бедный Лазарь, там те люди, которые страждали здесь, на земле, и имели упованием одного только Бога. В притче есть диалог Авраама с этим несчастным богачом. Этот диалог наводит нас на мысли о загробной жизни, о том, что беспечная жизнь земная приводит человека именно туда, куда попал богач в этой притче. Нам не нужно успокаивать себя тем, что мы не имеем богатой виллы, не живем в доме, огражденном большим забором, поэтому у наших врат не может оказаться нищий Лазарь. И как будто все это нас не касается. На самом деле любое равнодушие, когда мы проходим мимо настоящей нужды, бываем глухи к просьбе человека, когда мы занимаемся своим мнимым личным благополучием вместо того, чтобы помочь кому-то, – это очень опасное состояние. Речь идет не именно о материальной помощи, а о нашем отношении к ближнему, о том, замечаем ли мы, кто и в каком состоянии находится рядом с нами, что происходит вокруг нас. Может быть, Господь дает нам возможность для нашего спасения с кем-то сопереживать, о ком-то больше думать, чем мы привыкли, уделить от себя для кого-то или для чего-то хорошего свое время, свои силы. Все это моменты, которые Господь дает нам, очень легки, потому что Господь знает, на что мы способны.
Еще хочу сказать о пропасти между лоном Авраамовым, где пребывают праведники, и адом, куда попадают грешники. Авраам говорит, что не переходят с места праведного в место для осужденных – тут пропасть великая. Это не противоречит нашей молитве об усопших. Это не противоречит нашему упованию на милосердие Божие, потому что мы в одной из молитв в день Пятидесятницы слышим, что из ада выводит Господь, Церковь молится и о «во аде держимых». Но не просто нужно молиться, что-то делать в ритуальном плане ради своих усопших, а нужно совершать настоящий духовный подвиг и тем более, если мы молимся за тех, о ком знаем, что они прожили или ушли в жизнь вечную без покаяния. Аминь.