Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, первый двунадесятый праздник в новом церковном году. Он посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы.
Святая Церковь учит нас, что рождение Пресвятой Богородицы от благочестивых и праведных Иоакима и Анны принесло радость всей Вселенной, всему Миру. Значение и смысл этого праздника в том, что каждому живущему на земле человеку открывается возможность прикоснуться к благодатному источнику духовной радости, которую нам дает Божия Матерь.
Если мы читаем или слушаем богослужебные тексты – пение и чтение церковные в этот день, мы начинаем понимать, как Церковь толкует бесчадие Иоакима и Анны. В то время в иудейской среде отсутствие детей рассматривалось как наказание Божие. В разные времена по-разному оценивалось это состояние. Когда-то ссылались только на физические особенности женщин и мужчин. Когда-то, в том числе и сейчас, люди часто сознательно отказываются от рождения детей. При этом не просто, как принято говорить, не планируют их, но уже состоявшийся факт пересматривают и делают то, что называется медицинским термином «абортом», а на самом деле это – убийство. Церковь учит нас, что бесчадие Иоакима и Анны – не просто отсутствие детей, а духовное бесплодие рода человеческого. Рождение Богородицы должно было произойти, потому что Господь указывает именно на этот путь еще в самом начале Библии. После грехопадения Адаму и Еве Бог говорит, что «семя жены сотрет главу змия» (Быт. 3:15). Это первое Евангелие положило начало этому пути. Никто не смог изменить ход этого предопределения – не простые люди, не цари, не невежды, не мудрецы. Но проблема заключалась в другом: не было плода, не было того, через кого этот замысел Божий мог осуществиться. Вот почему такая радость возвещается всей Вселенной: нашлась Та, через Которую Бог возжелает войти в этот мир, воплотившись, вочеловечившись и родившись, как человек, на земле – Наш Спаситель Господь Иисус Христос. Самый глубокий, духовный смысл этого праздника заключается в том, что разрешается не только бесплодие двух людей – Иоакима и Анны, которые заслуживали больше других людей это благословение Божие, но рождением Пресвятой Богородицы разрешается духовное бесплодие рода человеческого.
Пусть Божия Матерь Своим покровом, Своим милосердием, Своей теплой любовью к роду человеческому поможет и нам обрести духовную радость, о которой возвещается в церковных песнопениях: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный». Пусть эта радость коснется каждого из нас. Что может быть препятствием для этого, что может быть преградой? Наша косность, наше окамененное нечувствие, состояние черствости сердца, когда человек не пускает в него то, что дается через смирение, через терпение, а всячески закрывается, всячески уклоняется от этого пути. Пусть этот праздник позволит нам не только принять эту радость, но и руководствоваться ею в наших поступках, наших делах и всей нашей жизни, которую мы всецело должны посвятить Богу. Аминь.