Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, я хотел бы обратить ваше внимание на рядовое Евангельское чтение, которое положено в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (Мф. 22:1-14). В нем звучит то, что мы сегодня слышали и в Апостольском чтении, и в Евангельском чтении в Неделю перед Воздвижением и в Евангелии святым праведным Богоотцам Иоакиму и Анне. Речь здесь идет о призыве Бога, обращенном к человеку, в Свое Царство.
Приглашение на пир, который Царь Небесный устроил для Небесного Жениха, – это призыв в благодатное Царство Сына Своего. Святые отцы указывают на то, что этот брачный пир, уготованный Отцом Своему Сыну, есть образ Церкви Христовой. То есть, Бог приглашает нас в Свою Церковь. Он призывает нас с самого начала – через пророков. Люди по-разному относились к ним и, как правило, не слушали их, не шли. Потом Бог призывал людей через апостолов. И Сам Господь, когда пришел на землю, все относились и до сих пор относятся по-разному.
Для человека очень важно знать, что он не просто приглашен, а действительно приглашен. Если бы мы могли желать самого важного, самого ценного в нашей жизни, того, что обращено к нам, то это были бы не какие-то земные встречи, это не какие-то земные, не какие-то добрые, самые сердечные дружеские и родственные связи. Это был бы призыв Бога в Свое Царство, призыв, обращенный к нам. Чтобы понимать это, мы должны быть внимательны к тому, что слышали в сегодняшнем Евангелии. Господь сначала призывает тех, кто был Ему близок. Но они отказываются самым, можно сказать, грубым образом и идут, «кто на поле свое, а кто на торговлю свою» (Мф. 22:5). При этом некоторые еще досаждают посланным от Царя и убивают их: «…прочие же, схватив рабов Его, оскорбили и убили их» (Мф. 22:6). Это вся история рода человеческого в Ветхом Завете, пророки так служили, и так с ними поступали. Потом Господь призывает всех – и злых, и добрых – всех людей, к которым раньше не был обращен призыв, какой был обращен только к избранному народу израильскому. Читая историю, многие спрашивают: «Почему Бог избрал один народ Себе, а не всех?» Действительно, сначала Он избрал один народ и показал на нем всю Свою любовь, все Свое отношение к человеческому роду. Были открыты все смыслы отношения Бога к человеку. Он дал все, чтобы человек мог выразить и свое отношение к Нему. А потом Он призывает всех. Бог не выбрал кого-то для спасения, а кого-то для погибели.
Бывает так: один человек, несмотря на то, что его пригласили на торжество в последний момент, все равно успел приготовиться – оделся соответственно, продумал, что сказать, если придется; а другой пришел неподготовленным, просто полюбопытствовать. Вот такой неподготовленный человек нашелся и на пиру, о котором речь идет в притче. Хозяин увидел его и не позволил ему в таком состоянии там оставаться, а сказал слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю (Мф. 22:13). О чем это говорит? Мы с вами призваны в Церковь, но мы не можем приходить просто так. Мы должны быть готовыми на служение, мы должны приуготовить себя. Такое сравнение – приглашенных на брак, на пир, – очень понятно, потому что люди знают, как должен выглядеть человек в этой ситуации. Но этот простой, конечно, образ нужно переводить в духовный смысл: мы должны приходить в Церковь не только, когда нам захотелось, не потому, что имеем право прийти, а, если возникнут другие планы, то и не прийти, но потому что нас призвал Господь.
Приходя в Церковь, что мы должны вносить туда? Конечно, мы можем быть на самой начальной ступени нашего духовного совершенствования. Но мы должны быть уже готовы слушаться, принимать все то, чему Церковь нас учит. Еще мы должны понимать, что мы можем прогневать Бога, если предпочитаем приглашению, призыву Бога в само Царство Божие, а Церковь на земле – это начало Царствия Небесного, вечного Царства. Святые отцы, в частности – святитель Иоанн Златоуст, говорят, что мы прогневляем Бога, если мы, зная, что нам уготовано небесное, предпочитаем земное (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа LXIX).
Пусть этот образ Царства Небесного запечатлеется в наших сердцах. Будем помнить, что шаги туда, дорога туда уготована нам Самим Господом. Мы сами туда не сможем пойти. Но наше желание, наши усилия, наш выбор стоят за нами. Аминь.