Тропарь, глас 8
Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.
Кондак, глас 3
Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.
Величание
Ублажа́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии,/ зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии/ и о́браз спасе́ния нам// светоявле́нно показа́вшии.
Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня 2-я Неделя по Пятидесятнице. В церковном календаре это воскресенье называется Неделей Всех святых, в земле Русской просиявших. Это святые, которые жили на нашей земле. Те, кто ответил на призыв Господа всем своим существом – душой, сердцем, разумом. Те, кто всей свой жизнью послужили Господу, прославляя Его святое имя на земле. Они послужили для своего и для нашего спасения, поэтому мы можем обращаться к ним как к небесным заступникам за нас грешных на земле.
История праздника Недели всех Святых, в земле Русской просиявших, имеет длительную историю. Он был учрежден в XVI веке, а восстановлен в очень сложный период в истории нашей страны и Церкви, на Поместном соборе Русской Православной Церкви в 1917–1918 гг. Мы знаем, что это было время начала страшной смуты в нашей стране, самых ужасных гонений на христиан во всей истории христианства. Но именно тогда, в преддверии трагических событий, было установлено праздновать этот день, чтобы люди, которые не желали все поменять и отвергнуть веру в Господа, в свое спасение, на какие-то обещания и блага земные, обрели духовную поддержку.
Как часто в те дни провозглашалось, что сейчас без Бога построим здесь, на земле, такую благополучную жизнь, что нам не нужны будут никакие небесные помощники и покровители! Богоборческая идеология способствовала тому, что человек воспитывал в себе все самые губительные для духовной жизни качества: гордость, самонадеянность, которые обесценивали все достижения. А достижения были, потому что народ трудился. Пятилетки, индустриализация – за этим огромный труд всего народа и каждого человека. Но, к сожалению, пагубные последствия безбожной идеологии остались жить в сознании нашего народа.
Но сейчас мы будем говорить не об этом. Мы должны, сколько хватает нашего разумения, обратить свой взор на духовные образы наших святых. История святости на Руси начинается со святого апостола Андрея Первозванного, с первых мучеников Феодора Варяга и его сына Иоанна, первых святых, канонизированных нашей Церковью, – князей Бориса и Глеба, со всех тех, кто, следуя призыву Господа, совершал свое служение. Очень красиво, когда на Всенощном бдении этого праздника перечисляются имена всех святых Русской земли, связанные с ее обширной географией, по всем подвигам святости, с самого начала. Здесь и святые князья, и святители нашей Церкви, и преподобные, и мученики, и юродивые — все те, кто прославил своей жизнью Господа. И где бы люди ни жили на нашей земле, они находятся под покровом русских святых. Если представить карту нашей страны, нет такого уголка на ней, где не было бы святых. Это говорит о том, что Дух Божий, Которым они жили, давал им совершать подвиги в разных обстоятельствах. Часто мы себе представляем, что святые имели какие-то особые условия. Если бы у нас они были, то и мы проявляли бы больше усердия и ревности. Но, внимательно изучая жития святых, видим, что иногда в крайней нищете, в каких-то стесненных обстоятельствах, иногда, напротив, на царском или княжеском престоле, будучи военачальником, в любом другом состоянии, если человек любит Бога, он будет проявлять эту любовь в самой своей жизни, и ничто ему не помешает.
Пусть этот день – Всех святых, в земле Русской просиявших, – согревает наши сердца, помогает нам понимать, что мы призваны быть достойными наследниками наших святых, что нашим служением мы прославляем Господа.
Рядовое Евангельское чтение говорит нам сегодня о призвании галилейских рыбаков. Господь призывает за Собой первых учеников. Это Евангелие можно связать с темой сегодняшнего праздника. Если человек не почувствует своего призвания, он и не последует за Господом, не будет исполнять Его волю. А на каждом ли из нас эта обязанность лежит – следовать за Господом? Если мы ученики Господа, то и эта обязанность на нас лежит. Конечно, прямого указания оставлять свои дома, своих родных, нет. Но из того, к чему мы призваны, следует, что мы постоянно находимся перед выбором. Невозможно угождать двум господам. Кто такие последователи Христовы? Какие их признаки самые явные? Последователь Христов милосерден и снисходителен к другому человеку. Последователь Христов тот, кто прощает своего ближнего, кто утешает страждущего, кто помогает больному, кто готов поделиться со своим ближним последним куском хлеба. Если таковы самые необходимые проявления следования за Христом, всегда нужно делать выбор. Нельзя оставаться в привычных для нас условиях или не нарушать комфорта своих близких и при этом следовать за Господом. Это невозможно. Приходится всегда выбирать. Для того чтобы нам было легче делать этот выбор, у нас и есть наши святые, которые жили так, как Господь заповедовал. Они помогают и нам жить и исполнять святую волю Господа здесь, на земле, ради Царства Божия. Аминь.