Евангелие от Марка, глава 8, стих 34 — глава 9, стих 1
И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.
Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. Богослужебные тексты этого праздника сосредоточены на осмыслении значения Креста Христова как орудия спасения. Церковь напоминает о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и подражании крестоношению Господа Иисуса Христа. На утрени исполняется гимн, принадлежащий преподобному Роману Сладкопевцу и повествующий о сошествии Христа во ад:
Три креста водрузил на Голгофе Пилат — два для разбойников и один для Подателя жизни, Которого увидел ад и сказал находившимся долу: «Слуги мои и силы мои! Кто вонзил гвоздь в сердце мое? Деревянное копье пронзило меня внезапно, и я терзаюсь. Внутренности болят, чрево мое страдает и чувства мои; смущен дух мой, и я принужден извергнуть Адама и происшедших от Адама, древом данных мне; ибо древо вводит их снова в рай».
В конце утрени совершается вынос креста по тому же чину, что и в праздник Воздвижения Креста Господня.
Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя,/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя,//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сподобил нас Господь, дорогие братья и сестры, дожить до Крестопоклонной недели Великого поста. Мы прошли определенный путь. Святые отцы весь пост предлагают рассматривать как путешествие. Путнику в дороге попадается всякое: где-то отрезок дороги легкий, где-то с трудностями и препятствиями. Он начинает чувствовать тяжесть, усталость, и ему необходима поддержка. Именно с такой мыслью святые отцы установили в середине Четыредесятницы неделю Крестопоклонную — поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Это необходимо нам, чтобы мы укреплялись силой Христовой, чтобы мы уже не сами путешествовали. Конечно, мы должны знать цель, направление нашего пути, но даже при определенном маршруте нам необходима помощь.
Сорокадневный пост готовит нас к дням Страстной седмицы для того, чтобы мы лучше поняли смысл страданий Самого Господа. Семя, из которого произросло Древо Крестное, – это любовь Бога к человеку. Вот ответ на вопрос о смысле страданий Господа. Смысл этот – в любви к нам. Господь хочет, чтобы Его творенье не погибло, чтобы человек мог снова обрести рай, следуя тем путем, который Господь указал. Все наши дела, все наши подвиги и вся наша жизнь могут иметь смысл только тогда, когда они будут связаны с Господом. Вот почему нам дается такое великое утешение и радость – поклониться Честному Животворящему Кресту Господню.
Все люди несут крест – кто-то более осознано, кто-то менее осознано, кто-то даже противится этому. Но тот, кто родился на земле, несет на себе бремя тяжестей – печали, искушений земного странствования, несет на себе тяготу последствий грехопадения и ощущает, так или иначе, что он имеет какое-то бремя.
Нам необходимо разобраться в этом, чтобы наше отношение к крестоношению было правильным, чтобы оно было правильным и к внешним обстоятельствам, которые нам даются, к готовности бороться со своими страстями и к желанию послужить Богу по-настоящему. Для этого мы должны обращаться за разъяснением и помощью к святым отцам. Очень красивое и глубокое объяснение крестоношения дает святитель Феофан Затворник. Он говорит о трех видах крестов. Первый вид – внешние кресты, которые слагаются из тех обстоятельств, в которых человек вольно или невольно оказывается, которые он понимает или не понимает. Это могут быть и скорби, и болезни. Есть внутренний крест, который рождается из желания человека бороться со своими страстями. Каждый из нас имеет те или иные страсти – осуждение, зависть, гордыня и многие другие. Настоящая борьба с ними тоже налагает на человека крест: недостаточно только сказать себе, что буду другим, буду по-другому жить. Требуется много усилий, необходима огромная работа над собой.
Но борьба со страстями не является самоцелью, поэтому, по мысли святителя, есть еще третий вид креста – это крест преданности воле Божией. Чистота, которую приобретает человек в борьбе со страстями, должна быть принесена в жертву Богу как служение Ему своей жизнью. Человек внутренне очищенный и проявляющий готовность служить Богу и людям, приносит большую пользу себе и другим, в отличие от того, который не готов или готов наполовину. Допустим, желал бы он послужить кому-то, например, ухаживать за больным. Сначала берется очень рьяно, но сходит два раза, а потом вспоминает, что у него много своих интересных дел и занятий, и оставляет начатое дело. Но, если чистый человек хочет послужить Богу и ближнему, он понимает, что это для его спасения, и будет служить до тех пор, пока это будет нужно. Так и в любом другом деле: в служении в Церкви, в послушании – во всем. Что дает возможность человеку так часто менять настроение, отношение к делу? Внутренняя несвобода, нечистота. Для чего мы об этом говорим? Для того, чтобы разобраться в себе.
Всегда это воскресенье радостно, и какой-то легкостью веет всегда. Крест очень красиво украшен, особая обстановка в храме, очень торжественное богослужение, хотя, несомненно, касается темы страданий нашего Господа. Но почему нам дается эта радость и чувствуется эта легкость? И для чего? Для того, чтобы мы знали, что наше крестоношение будет легким и спасительным для нас, если мы будем нести свой крест с Господом. Аминь!