Мк., 7 зач., II, 1-12
Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня 2-е воскресенье Великого поста. Этот день в богослужебных текстах имеет название «Неделя светотворных постов», потому что вспоминается учение святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, о созерцании Божественного света и обожении как увенчании аскетического подвига.
Для чего совершается подвиг? Ведь это не самоцель, чтобы почувствовать себя хорошо. Цель подвига в том, чтобы, очистившись внутренне, послужить Богу в чистоте и правде. Внутренняя чистота дает возможность служить без препятствий, которые обычно чинит грех – связывает волю, ослабляет, так же, как он в самом начале вошел в природу человека. Человек был сотворен чистым, как мы знаем из Священного Писания, душой и телом совершен в той мере, чтобы он мог соответствовать всему тому, что о нем Бог задумал. Человек имел возможность не грешить, усовершенствовать себя в тех условиях, в которых он оказался в раю. Грехом же ослабляются душевные силы. Поскольку душа тесно связана с телом, то и телесные силы повреждаются, и в них зарождается греховное начало. Это приводит потом к различным болезням, страданиям и смерти.
Подвиг тех подвижников, которых мы называем пустынножителями, афонских еще иногда называют молчальниками, исихастами, напоминает о том, что каждый человек должен заниматься внутренним деланием, потому что без внутреннего очищения невозможно увидеть Божественный свет. Эти подвижники сподобились осияния небесным светом, подобным тому, который видели апостолы на горе Фавор, когда Господь преобразился перед ними. Это не обольщение, как считали и говорили враги святителя Григория Паламы. Это, действительно, возможно, потому что благодатью Божией человек очищается и может созерцать то, что закрывает от него грех.
Нам нужно всю свою жизнь посвятить тому, чтобы просить Господа о помощи в том, чтобы нам исцелиться, чтобы нам уврачевать свои душевные немощи. Через них мы сможем лучше чувствовать себя и физически, и телесно. Господь хочет нам этого. Сегодняшнее Евангелие рассказывает о том, что Господь исцелил расслабленного даже не по вере его самого, а, как сказано, «видя веру их» (Мк. 2:5), то есть, тех людей, которые его принесли в дом в Карпенауме, где Господь совершал служение, где проповедовал и исцелял болящих. Господь желает нам этого врачевания, только бы мы сами себе его искали, сами для себя просили у Господа.
Этот день, который называется так красиво – светотворным, пусть принесет нам свет и радость в наши души и сердца. Аминь!