Ин., 5 зач., l,43-51
На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Великая спасительная сила – наша вера православная, дорогие братья и сестры, проповеданная от Господа святыми апостолами, утвержденная святыми отцами и просиявшая многажды в жизни разных святых в разное время по всей Вселенной.
Празднуя Торжество Православия, мы соприкасаемся не только с историей прошлых веков нашей Святой Церкви, но мы также с трепетом и благоговением переживаем то, что должно сохраняться и в наше время. Это чистота веры. Важно, чтобы люди, которые и сейчас живут, знали, что было время, когда за поклонение иконам многие и многие православные христиане поплатились жизнью. Сейчас наша жизнь церковная украшена изображениями множества икон Господа нашего и Спасителя, Божией Матери, святых ангелов, угодников Божиих, Честнаго и Животворящего Креста. И это украшение нашей жизни церковной утверждает в вере людей.
Мы вспоминаем иконоборческий период в истории Церкви – очень смутное время. Даже трудно представить, что это было не внешнее наступление на Церковь, как бывало в разные времена, преследование Церкви, верующих людей, в том числе и в недалеком прошлом в нашей стране. Но иконоборчество изнутри раздирало Церковь. Это еще страшнее внешних гонений. И, конечно же, люди, которые подчинились диаволу, слушали его. Они понимали, что, отнимая у народа иконы, они отнимают само наставление в вере. Мы знаем такое прекрасное выражение, как «икона есть богословие в красках». Действительно, на одной иконе можно прочитать целую историю православного вероучения. Также мы должны знать, что догмат иконопочитания основан на Боговоплощении. Получается, что борьба велась против веры в Спасителя. Не против изображения икон как таковых (как говорили противники иконопочитания, что православные поклоняются доске и краскам), а именно против веры, потому что победа иконоборцев означала бы и то, что в Церкви невозможно спасаться. И поэтому, дорогие братья и сестры, празднуя сегодня Торжество Православия, победу над ересями, мы не просто совершили молебен — чин Православия. Уже какой раз в Церкви этот чин повторяется, с выносом икон Спасителя и Божией Матери, поклонением им, с благодарственными молитвами Богу о даровании Церкви победы над различными ересями, бывшими в разное время, над расколами. Это победа над всем тем, что Церковь не уничтожает, потому что Церковь непреодолима, Господь ее создал, и врата адова ее не одолеют, но опасность в том, что многие и многие люди могут оказаться отпадшими, оказаться вне спасительного ковчега Церковного корабля.
Мы еще раз для себя утвердили, что послушание Церкви – это важнейшее состояние человека, который желает себе и другим спасения. Исповедание истинной веры важно. Мы не должны повторять бездумно за кем-то, что человек верит во что-то, что есть что-то, у кого-то вера в душе, у кого-то еще в чем-то. Мы можем утверждать и проповедовать только истинную веру.
Святые отцы соборно отлучали от Церкви еретиков, предавали их анафеме. Мы покорно соглашаемся с теми утверждениями, которые давали святые отцы, отлучая от Церкви еретиков, раскольников – всех, кто губил души людей своими ересями и расколами. Этим присоединением к анафематствованию их мы отказываемся и от собственных заблуждений. Часто люди провозглашают и утверждают что-то, не присущее Церкви: какие-то суеверия, то, что берется из язычества и приносится в Церковь. Много есть такого, что можно было бы в себе осудить. Например, какие-то рассуждения о том, что у одного священника Причастие сильное, а у другого слабое. Надо разбираться в себе самих, пока мы не осуждены Страшным судом. И многие другие вещи, которые люди легко привносят в Церковь, заражая этим себя и других. Осуждая все непослушное, ненастоящее в самих в себе, мы присоединяемся к тому осуждению, которым Церковь осудила всех еретиков и раскольников.
Важно и провозглашение вечной памяти тем, кто потрудился для Церкви. Мы знаем, что мы получили чистоту веры благодаря подвижникам, которые жили до нас, подвизаясь разными способами, в разных обстоятельствах жизни своей, но явивших твердость в вере, преданность Богу, Его воле и Святой Церкви Христовой. Также мы насладились тем, что в Церкви и нам поется многолетие. Вместе с Предстоятелем нашей Церкви, с предстоятелями поместных Церквей, с архиереями, духовенством всем членам Церкви, всем прихожанам провозглашается многолетие.
Примем с великим смирением, осознавая свое недостоинство, эти пожелания Церкви нам в нашей жизни, чтобы мы сподобились еще много лет послужить Господу, послужить с верой, правдой и оставить после себя достойные плоды своей веры, чтобы после нас люди могли назидаться ими в своей вере. Аминь!