Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня Неделя по Богоявлении, и в Церкви продолжается празднование Крещения Господня. В этом событии открылась великая тайна: наш Бог есть Святая Троица – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Не три бога, но Единый по существу Бог в трех лицах. Этим событием Церковь учит нас, что каждому человеку Бог дает возможность через крещение избавиться от греха, от проклятия и наследовать жизнь вечную. В эти дни мы приобщаемся в великой святыне. Крещенская вода и называется агиасма, то есть, великая святыня. О ней говорится: «…ради благодати Божия дана бысть на освящение мира и всей твари». «Каждому же из нас, – мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, – дана благодать по мере дара Христова» (Еф. 4:7). Дальше апостол Павел объясняет, для чего дана нам благодать: «для созидания Тела Христова» (Еф. 4:12). Дарами, которые мы получили от Господа, мы можем и должны служить в Церкви. Апостол говорит, что Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями». Он дал все необходимое для жизни Церкви, чтобы была возможность исполнять все, что нам открывается для созидания Тела Христова. Тело Христово – это Церковь. Мы должны быть членами Тела Христова. Не просто приходить в храм и только в храме считать себя членами Церкви. Надо быть членами Тела Христова всегда – по жизни и по вере.
В сегодняшнем апостольском чтении открывается нам еще одна возможность понять наше служение. Понять, как наше служение ради своего спасения личного связано с созиданием Тела Христова. Мы часто воспринимаем личное как то, что человек делает лично для себя и тогда, когда ему удобно и когда хочет. Может ли такое делание быть применимо к созиданию церковному? По мысли апостола Павла, нет. Он учит нас, что Церковь – это не только один дух, то есть, не только духовное, невидимое, что объединяет людей. Но это еще и одно тело, то есть, видимое общество, церковный разум, живой организм, видимый, телесный. И в этом смысле мы должны задуматься, как наше служение может совершаться, для чего мы вообще должны служить, чтобы мы возрастали «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова», как говорит апостол Павел (Еф. 4:12). Если мы собираемся что-то делать в Церкви, мы должны размышлять о том, как наше личное спасение, наше личное понимание, связано с созиданием Тела Христова. Если наше служение, наша забота о своей душе, забота о Церкви носит мир, согласие, любовь – это созидание. Если наше служение вносит что-то другое в Церковь, надо задуматься о том, правильно ли мы делаем.
Что такое «мера возраста Христова»? Полнота Христова означает единение Главы Церкви – Христа со Своей Церковью. Понимаем ли мы, что должно нас объединять, что должно нас побуждать к совершению нашего служения? Трудно ли это понять? Наверное, только в меру общего представления, понимания о своей пользе. Но, если мы принадлежим не себе, а Господу, все сразу становимся легко.
Пусть наша поместная Церковь, наш приход будет примером в этом созидании. Надо, чтобы мы были не каким-то ненадежным звеном в этом устроении Дома Божия, Тела Христова, а, напротив, чтобы мы были надежной, пусть маленькой, частичкой этого созидания, чтобы мы сами не сомневались и другим не давали повод сомневаться в том, что мы стоим на правильном пути. Аминь.