Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, 21-е воскресенье по Пятидесятнице, и в рядовом евангельском чтении мы слышали о воскрешении Господом нашим Иисусом Христом сына Наинской вдовы (Лк. 7:11-16). Воскрешение – необычное явление, сверхъестественное – чудо. Святая Церковь учит нас, что это чудо имело значение доказательства действительности Воскресения Самого Иисуса Христа. Апостол Павел говорит: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес» (1Кор., 15:13). Иисус Христос как бы предупреждает и возвещает Свою будущую победу над смертью и адом.
Мы с вами, читая этот отрывок из Евангелия, часто останавливаем себя на мысли, что было так тогда. Действительно, Господь встречает похоронную процессию, которая выходит из города и несет на погребение юношу. Господь сжалился над матерью умершего и воскресил его. И что сейчас такого нет. Мы знаем много случаев, когда жалко умирающего молодого человека, очень сопереживаем его родным и близким. И, кажется, если бы мы жили во времена земной жизни Господа, то такие чудеса, как воскрешение, случались бы чаще. Но не так много и в Новом Завете говорится о воскрешении мертвых, а тем более в Ветхом Завете.
«Когда Бог являет Свое благоволение к нам, тогда всякая печаль исчезает», – говорит святитель Иоанн Златоуст (Беседа LX). Действительно, когда Бог проявляет Свою милость к нам в любом деле, даже не в таком серьезном, как смерть близкого, а в болезни и во многих других ситуациях, то, конечно, сразу все исправляется. Нет никакой печали – все уходит. Это было бы ближе человеческому пониманию. Почему так не происходит? Почему нам иногда кажется, что Бог не видит или не слышит нас? Просили о выздоровлении, а умер человек молодым. Утешали близких – не утешить, потому что невозможно. И здесь перед нами встают вопросы, которые выходят на первый план, которые важнее всех других. Нельзя сомневаться, что Бог не может совершить чудо воскрешения. Нельзя сомневаться, что Бог не может остановить болезнь или иное бедствие. Но в чем главный вопрос? Само наше отношение к смерти и к нашей жизни.
Человеку свойственно, даже тому, который считает себя верующим, думать и рассуждать о земном. Когда спрашиваешь, что для вас самое главное, чтобы вы хотели выделить в своей жизни, в жизни своих детей, своих близких, первое, что отвечают люди, чтобы было здоровье, материальное и семейное благополучие. Разве это плохие слова? Конечно, нет! Но главное заключается в другом. В том, чтобы достичь Царствия Небесного. В том, чтобы человеку туда был вход. Но часто ли мы так возносим наши мысли о себе и о наших близких?
И, действительно, по нашей христианской жизни смерть должна быть для нас не внезапным нападением врага, а радостным переходом к Отцу Небесному из земного странствия. Преподобный Макарий Великий, рассуждая на эту тему, говорит, что для тех людей, которые, живя на земле, приобретают небесное, смерть всегда бывает радостным переходом. «Если иные искупают себе небесное богатство, то узнают о сем сограждане, т. е. духи Святых и Ангелов, и дивятся, говоря: „великое приобрели богатство братия наши, которые на земле“. Таковые при отношении своем, имея с собою Господа, с великою радостию восходят к горним, и сущие с Господом принимают их, уготовав для них там обители, сады, всесветлые и многоценные одежды» (Беседа 16). Вот к чему нас обязывает сегодняшнее Евангелие – к тому, чтобы мы знали, что главным вопросом нашей жизни является наследие Царствия Небесного. Аминь.