Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем апостольском чтении содержится учение апостола Павла об оправдании верой в Иисуса Христа. О том, что Бог оправдывает, прощает не человека, который старается выполнить режим Закона, а того, кто уверовал в Спасителя. Несомненно, что Закон был дан для исполнения и должен был стать детоводителем ко Христу. Но он не дает силы противостоять греху. Только в благодати, только во Христе это возможно. Средство, которое дает силы, это покаяние с надеждой на прощение от Господа. Враг всеевает в сознание человека после грехопадения безнадежность. Согрешил человек, всё, нет никакой надежды. Преподобный Ефрем Сирин говорит – не верь ему, т.е. врагу. Если бы ты и семь раз на день падал в грехи, уповай и умилостивляй Бога покаянием. Мы с вами должны научиться тому, что человек согрешивший не может жить беспечно. Но он и не должен отчаиваться, потому что Ходатаем за нас есть перед Отцем Сам Господь наш Иисус Христос, оправдывающий нас и очищающий наши грехи (1Ин. 2, 1-2). Мы также должны быть научены тому, что по Своему великому милосердию Бог дает не одно только средство и не одну только возможность, форму к испрашиванию прощения грехов. Раскаяние есть основное, как и начало проповеди Иоанна Крестителя и Самого Господа – покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Зная немощь, слабость человека, Господь указывает много путей, которыми человек может достигать этой цели. Святые отцы учат нас своей жизнью, своими трудами подвижническими. Кроме раскаяния есть любовь. Любовью покрываются многие грехи. Милостынею. Творить милостыню – это значит тоже сглаживать свои грехи. Слезами. Плакать о своих грехах. Если человек не может заниматься другим, он может и должен оплакивать свои грехи слезами. Насколько Господь милосерд и близок к человеку. Не оставляет его даже тогда, когда он не то чтобы не мог справиться и изменить свою жизнь в этот момент, но даже не может открыть свои грехи. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что «если ты стыдишься открыть свой грех пред людьми, то не переставай открывать его пред Тем, Кому он известен, говори непрестанно – Беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есть выну». Богу. Часто повторяя, как в 50 псалме, что вижу мои грехи, они передо мной. Бог без обнародования, как бы мы сказали, не укоряя человека, прощает ему грехи. Какие еще средства? Почему мы об этом говорим? Чтобы мы не остались без помощи духовной. Очищается человек от грехов также скорбями душевными и телесными. Страданиями. Молитвами святых. Часто от грехов человек избавляется по молитвам. Мы должны просить друг друга молиться о себе, чтобы Господь помиловал и простил. Мы обращаемся с молитвой к святым угодникам Божиим. Нужно прощать другим людям. Мы не знаем, насколько наши грехи, великие, малые в очах Божиих, какие они по сравнению с нашими близкими. Но мы точно должны понимать, что прощение другим людям есть условие, через которое Господь нас простит. Святые отцы указывают на очень важный момент, когда идем этим путем главным – оправдание перед Богом. Другого у нас не может быть, потому что если не будет оправдания Богом нашей жизни, то и не будет спасения. Еще одно средство, которое мы должны делать для себя доступным, это помощь в предотвращении грехов другим людям, помощь им в исправлении. Если мы даем человеку хоть какую-то помощь – или вселяем в него надежду, или показываем ему предметно, что можно делать, куда-то пойти или что-то сказать, чтобы облегчить ближнему выход из греха. Мы не должны забывать, что сам образ жизни нашей должен меняться. Мы не можем оставаться с привычками греховными, обычаями греховными – со всем тем, что нас ввергает в грех. Мы должны свою жизнь устраивать уже иным образом. Это называется исправлением нравов. Они бывают разными. Мы должны исправлять их в лучшую сторону. Пусть все эти перечисленные пути приведут нас к одному, самому главному — мы стоим перед Богом. Только Он имеет власть над нашей жизнью и имеет власть простить и принять нас в нашем исправлении. Будем усердно Ему молиться, чтобы мы для себя какой-то из путей, для нас самый удобный, обязательно нашли и, пройдя этим путем, получили спасение от Господа. Аминь.