Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь предлагает нам притчу Господа нашего Иисуса Христа о талантах. Смысл этой притчи таков – нельзя ожидать Суда Божиего пассивно. Нужно трудиться. И умножать трудом те дары, которыми нас Господь наделил. Различные дарования дают возможность нам служить друг другу. В притче мы слышали, что одному было дано пять талантов, другому – два, третьему – один. Это для того, чтобы мы различными способностями, дарованиями, которыми нас Господь наделяет, могли быть полезными друг другу. Талантами служить необходимо. Но есть ли в этом опасность? Как употребить их? Вот для того, чтобы не было опасности в служении, мы должны считать, что все нам данное — это не наше, это дано Богом. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если мы имеем какие-то превосходства в слове или в каком-то деле, то мы еще больше должны смиряться, понимать, что это нам дано Господом. Вообще у святых отцов, у подвижников, эта тема занимала особое место, потому что они понимали — если человек может совершать даже какие-то чудеса, но без смирения, то он превращает это дело и себе во зло, и может другим навредить. Поэтому преподобный Иоанн Лествичник, рассуждая на эту тему, говорит, как бы углубляя нас в эти мысли, чтобы мы не только не поверхностно, но по-настоящему думали об этом: «Некоторые по непостижимому Божию Промыслу получили духовные дары прежде трудов, другие в самих трудах, иные после трудов, а некоторые уже при смерти. Достойно испытания, кто из них смиреннее». Некоторые люди любят, например, чудотворения, ищут чудотворцев, сами бы хотели, чтобы над ними совершались чудеса. Но Господь дает каждому человеку то, что безопасно от падений. Поэтому мы можем с вами представить себе, что если человек проводит свою жизнь с Господом, живет чисто, но нет у него каких-то внешних, видимых даров, то это для того, чтобы этот человек не искусился, чтобы он не пал. Это потому, что Господь желает каждому из нас спасение. Долго рассуждать о том, какие у нас дарования, есть они или еще нет, нельзя. Нужно быть соработниками Богу. Господь призвал нас в эту жизнь, дал нам здоровье, силы, и мы должны быть Ему соработниками. Мы можем не различать даров, какие мы имеем в себе, так, может быть, тонко, но мы с вами точно должны знать, что сейчас время, как говорит апостол Павел, благоприятное. День спасения. Не будет другого времени у нас с вами, чтобы потрудиться и заработать спасение. И чем мы точно должны обладать, если мы даже не знаем ничего другого о себе, это — неисчерпаемым богатством — радостью о Господе. Это богатство достигается жизнью с Богом. Скромная она, яркая, с чудесами, простая – не важно. Если у нас нет радости о Господе, значит мы и не живем с Ним. Как преподобный Серафим Саровский говорит, что человек, который живет христианской жизнью, ведет христианский образ жизни, источает Свет Христов в мире. И поэтому он говорит: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Аминь.