Тропарь, глас 2
Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стинну и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га, я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,// и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 5
Предте́чево сла́вное усекнове́ние/ смотре́ние бысть не́кое Боже́ственное,/ да и су́щим во а́де Спа́сово пропове́сть прише́ствие./ Да рыда́ет у́бо Ироди́я,/ беззако́нное уби́йство испроси́вши:/ не зако́н бо Бо́жий, ни живы́й век возлюби́,// но притво́рный, привре́менный.
Величание
Велича́ем тя,/ Крести́телю Спа́сов Иоа́нне,/ и почита́ем вси/ честны́я твоея́ главы́// усекнове́ние
Слово настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
Сегодня, дорогие братья и сестры, особый день в церковном календаре – Церковное Новолетие. В день, когда иудеи праздновали новое лето, Спаситель в Назаретской синагоге, по обычаю в субботу прочитал слова из пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Этим евангельским чтением (Лк. 4:16-22) Святая Церковь научает нас, что с явлением Сына Божия на земле начинается время благоприятное, в которое возможно изменение всего, что было искажено и испорчено грехом. Напоминает нам Церковь и о том, что другого времени для спасения не будет. Господь сотворил мир, промышляет о нем. Все творение Божие должно прославлять своего Творца. Человек как существо разумное может управлять в мире тем, что Богом ему даровано.
Сегодня, в день Церковного Новолетия, начинается новый годичный круг богослужений. С этим днем я вас всех поздравляю и желаю, чтобы вы вместе с Церковью прошли еще один богослужебный круг, чтобы все, что делается в Церкви, служится, что читается или поется в храме, касалось личной жизни каждого из нас; чтобы все это не была лишь отрывком, маленьким кусочком нашей жизни. Для чего совершается богослужение в храме? Для чего мы собираемся на молитву? Для того, чтобы объяснить самому себе смысл жизни, для того, чтобы помогать ближнему. Для того, чтобы, когда мы наслаждаемся богатством природы, видим красоту мира, которую Бог сотворил, мы связывали это с любовью и милосердием Божиим. Мы должны знать, что лучшее объяснение жизни – через богослужение. Даже само это слово – Богу служение – определяет нашу жизнь. Богослужение – не только тогда, когда мы стоим в храме. Богослужением, конечно, должна быть вся наша жизнь, должно быть все, что мы делаем, все, к чему призваны.
Господь, когда пришел на землю видимым образом, открыл человеку возможность быть не только исполнителем заповедей, закона. Господь делает человека близким Себе. «…Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». (Лк.8:21). Насколько мы можем чувствовать себя уверенно в этом смысле! Так не было сказано раньше, невозможно представить себе без Бога, чтобы мы были родными Его и что мы живем вместе с Ним.
Пусть этот год будет для нас также благословенным в трудах. Мы часто боимся или стесняемся того, что надо показывать материальную сторону жизни Церкви. Считается, что в Церкви только молятся. А кто будет подметать, красить? Кто будет готовить, строить? Нам надо просить Господа, чтобы мы не постыдились потом за то, что мы делали. То, что духовно себе человек приобрел, сразу Господь Себе забирает, и никто этого не украдет. А если мы что-то начали, не доделали, оставили, это будет непонятно людям. Надо просить Господа, чтобы мы были способны показывать и плоды трудов материальных, потому что и этим мы служим Господу. Не надо избегать такого служения, надо даже просить у Господа, чтобы Он помог получить хороший результат в нем. Нельзя представить себе, чтобы земледелец с весны до осени трудился и не собрал ничего. Это было бы провалом. Но почему-то в церковной жизни многие считают, что можно прийти, уйти, когда захочется. Мы должны обустраивать Церковь так, чтобы все в ней было – и здание, и земля, и производство – все, что необходимо. Где мы будем учить детей, если у нас не будет школы? Чем мы будем кормить неимущих, если у нас не будут наполнены закрома? Это должен знать и понимать каждый, кто крещен.
Дорогие братья и сестры, пусть новый церковный год будет для нас благословенным, и мы научимся всему, что необходимо для нашего спасения. Аминь.