Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Только что, дорогие братья и сестры, мы слышали в евангельском чтении притчу о брачном пире (Мф., 22:1-14). Пир, устроенный царем в честь брака своего сына, есть образ Церкви Христовой. Бог призывает людей на пир Небесного Жениха в благодатное Царство Сына Своего. Призывает через пророков, призывает через апостолов. Но люди не идут. Не приходят они и тогда, когда на трапезе духовного пира явились пречистое Тело и Кровь Агнца Божия, закланного за грехи мира.
Этот призыв не слышат люди и сегодня. Евхаристия совершается сейчас в храмах Божиих, а люди не идут. Евхаристия и есть Трапеза Господня, это и есть тот пир, на который призывает Господь всех людей. Но люди медлят, отказываются под разными предлогами, а некоторые и вовсе противятся, озлобляются и даже проявляют ненависть к Богу словами и делами. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «…тем мы и прогневляем Бога, что не хотим отстать от земных благ, тогда как нам уготовано небесное блаженство» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 24). Заботы земные, чисто человеческие он называет сном и одурением от опьянения. (Там же.) Вот с чем сравнивают святые отцы то, к чему люди так сильно привязаны. В древнем Патерике есть рассказ о том, как однажды авва Макарий застал в своей келье вора, который грузил его вещи на осла. «Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе:
– Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!»
Конечно, мы еще не имеем такого совершенства, какое имели святые. Но мы все равно должны смотреть на их жизнь и подражать им.
Святые отцы учат, что случай ко спасению человеку дает сам Бог, но принимать или не принимать его – это уже зависит от воли человека. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в «Десяти собеседованиях отцов, пребывающих в Скитской пустыне» приводит слова преподобного аввы Пафнутия: «Правда, случаи к спасению, как известно, различным образом устрояет Сам Бог; но с большею или меньшею готовностию подчиниться сим, посылаемым от Бога, случаям зависит от нас» (Собеседование аввы Пафнутия. О трех отречениях от мира. Гл. 12). Мы должны настраивать свое сердце для того, чтобы услышать призыв Господа, для того, чтобы принять этот призыв и быть готовыми к участию в Трапезе Господней.
В Евангельском чтении мы слышали и о человеке, который пришел на пир не для того, чтобы войти в общую радость, а из каких-то других, своих, побуждений. Он не пожелал подготовиться должным образом и не был допущен к торжеству.
Конечно, в своей жизни мы можем и хотим что-то контролировать, что-то планировать. Но в определенный момент все это может оказаться недейственным, поэтому необходимо настраивать свое сердце и свою душу к принятию того, что Господь нам говорит. Мы должны с верой и упованием на Господа устраивать свою жизнь и знать: если Господь призвал нас и обещал нам Царство Небесное, то, как всем призванным, готовым следовать за Ним до конца, Он дарует нам Царство Небесное. Аминь.