Главная » Без рубрики » Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября)

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября)

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября по старому стилю (день памяти святого Димитрия Солунского) – день тезоименитства самого Димитрия Донского. Велика была радость победы, но во многие тысячи православных семей пришла горечь утрат, и этот родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. Впоследствии православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но – вместе с ними – и всех усопших православных христиан.В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за веру православную.

***

Панихи́да (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после, обычно в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т. н. вселенские или родительские панихиды (парастасы). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами. Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Устав совершения панихиды находится в Типиконе, глава 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — перед Последованием субботы 1-го гласа (иногда и перед субботой 5-го гласа) без седальна по 3-й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6-го или 8-го гласа.

Параста́с или Великая панихида (греч. «ходатайство») – заупокойная Всенощная – последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам, совершаемое на Всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу). Отличается от обычно совершаемой панихиды (которая есть сокращённый парастас) тем, что на нём поются непорочны (17-ая кафизма) и полный канон «Воду прошед» (помещен в Октоихе, глас 8, в субботу).