19 – 22 октября, в памятные дни обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского, состоялась паломническая поездка, о которой долго думали ее участники. И вот наш паломнический путь в Вологду: не успели оглянуться, как поезд, под бряцанье ложечек в стаканах с чаем, унес нас из славного города Санкт-Петербурга. Ночь пути, и перед нами Череповец. Не взирая на легкую усталость и раннее утро, наша группа во главе с настоятелем протоиереем Михаилом Подолеем поспешила посетить монастырь, который многие из нас мечтали увидеть уже давно — Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году преподобным Кириллом Белозерским. По указанию Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского. В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу 15-го века здесь хранилось 210 рукописей.
А в октябре 2017 года состоялось еще одно важное событие — прибытие группы из Санкт-Петербурга от храма святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мы, помолившись за Божественной литургией, посетили музей монастыря и, пройдя его окрестности, убедились в том, что этот монастырь по праву признан самым большим по территории в Европе (длина стен крепости составляет 732 метра). Насладившись духом монастыря и суровыми видами северных пейзажей, мы продолжили свой путь, а лежал он в Горицкий Воскресенский женский монастырь.
Семь километров, и вот это удивительное место, сохранившее свою историю во многих женских именах, известных на всю матушку-Русь. Обитель не столь заметна, как находящиеся по соседству монастыри, но она имеет собственную историю и скромную, ненавязчивую красоту, ценимую знатоками русского культурно-исторического наследия.
Очень тепло приняли нас в монастыре. Накормив обедом и напоив вкуснейшим чаем из шиповника и облепихи, матушка рассказала нам о том, что в 1544 году княгиня Ефросиния Старицкая (вдова князя Андрея Старицкого, младшего сына Ивана III) решила обустроить женскую иноческую обитель. Она и положила начало Горицкому монастырю. Монастырь является местом хранения Владимирской иконы Божией Матери, подаренной обители Александром I.
Тем временем день продолжался, и нас ждал Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительских центров Белозерского края. В 2000 году монастырь был занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особую значимость для русской и моровой культуры имеет Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который наша паломническая группа и посетила. Из экскурсии нам стало известно, что согласно тексту летописи, на откосе северных дверей, храм был расписан иконописцем Дионисием и его сыновьями с 6-го августа по 8-е сентября 1502 года. И надпись эта свидетельствовала о том, что роспись была выполнена не за плату, а на помин души, то есть за вечное поминовение, которое совершается по сей день в сердцах верующих, входящих в этот храм и видящих красоту живописи и глубокую мудрость ее построения. Нам неустанно повторяли, что это — единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы рубежа 15-16 веков, а мы, в свою очередь, не уставали восхищаться мастерством Дионисия и смысловой, духовной глубиной этих старинных фресок. В надвратной церкви, освященной в честь Богоявления Господня, хранится фелонь святого праведного Иоанна Кронштадтского, в которой он служил в Ферапонтовом монастыре. В 1904 году по благословению Кронштадтского пастыря, который впоследствии неоднократно посещал этот монастырь, игумения Леушинского монастыря Таисия (Солопова) приступила к возобновлению святой обители. В январе 1906 года в Ферапонтовом монастыре совершился первый постриг. По этому случаю праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Приветствую с новопостриженными в мантию сестрами Ферапонтовской обители, послужившими как бы первыми видимым началом ее восстановления и утверждения обители. Да пребудет она благополучна до скончания века в благочестии и довольстве».
День клонился к закату, и даже самым великим паломникам нужен был отдых, ведь на следующий день нас ждал Вологодский кремль.
Ах, как красива Вологда в своем осеннем блеске! Именно в это удивительное время года мы можем наблюдать расцвет красоты природы в ее увядании. Экскурсовод Владимир, полюбившийся всем нам, неспешно провел нас по резным улочкам старинного города и рассказал о том, что город богат огромным количеством храмов, которых больше ста, и это при населении 313 012 человек. Дойдя до Ленивой площади, наша группа остановилась у памятника преподобного Герасима Вологодского. Он — основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье, святой Русской Православной Церкви в лике преподобных. Согласно преданию, именно Герасим основал город, которым мы любовались в тот день.
Не прошли мы и мимо древнейшего каменного здания Вологды — Софийского собора — памятника архитектуры XVI века. Именно его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство Кремля-Крепости, в которой Софийский собор должен был стать главной достопримечательностью.
Совсем неподалеку стоит Воскресенский собор, в который мы не могли не зайти. Он был построен в 1772-1776 годах взамен разобранной юго-восточной башни Кремля при вологодском епископе Иосифе Золотом. Первоначально построенный на этом месте теплый каменный храм предназначался для зимнего богослужения и был возведен между 1757 и 1770 годами и освящен в честь Сретения Господня. Однако вскоре обнаружились многочисленные дефекты постройки, указывающие на его непрочность. Поэтому в 1771 году собор был полностью разобран и возведен вновь, уже именуемый Воскресенским. Здесь мы узнали, что 28-го июня 1831 года в этом соборе принял монашеский постриг великий русский святой, богослов, ученый и проповедник православия Игнатий Брянчанинов. Преосвященный архиепископ Стефан (Романовский) постриг Брянчанинова в монашество в кафедральном Воскресенском соборе и нарек Игнатием, в честь святителя Игнатия Богоносца.
В кафедральном Воскресенском соборе службы велись до 5 марта 1938 года. После этого кафедральной стала бывшая кладбищенская церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Богородском кладбище. Закрытый собор был передан в распоряжение краеведческого музея. С 1954 года в бывшем Воскресенском соборе располагается областная картинная галерея.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 архитектурный комплекс Вологодского Архиерейского подворья, в том числе и Воскресенский собор, отнесен к категории объектов культурного наследия федерального значения. В настоящее время картинная галерея занимает нижний этаж, и мы были обрадованы тем, что теперь в соборе совершаются богослужения. Приложившись к святыням храма и побыв наедине со своими мыслями и молитвой, мы снова продолжили свою пешую прогулку по городу.
Проходя вдоль улицы, мы увидели небольшую церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, и оказалось, что эта церковь имеет очень древнюю историю. Древний храм во имя иконы Казанской Божией Матери почитался местными архиереями и прихожанами. Большое значение для церкви имело ее близкое расположение к Софийскому собору и царскому дворцу, а позднее – к гостиному двору, что предполагало особое внимание к храму как со стороны вологжан, так и гостей города. Также известно, что во время своего визита в Вологду в нем побывал святой Иоанн Кронштадтский. Наш экскурсовод заметил, что, как известно, во время богослужений, совершаемых отцом Иоанном Кронштадтским, народа было столько, что яблоку не было куда упасть.
Одно из самых крупных культовых сооружений Русского Севера — Спасо-Прилуцкий монастырь, который стал последней точкой нашего паломничества. Еще издалека перед нами открылся прекрасный вид строгого белокаменного монастыря, обнесенного стеной. Назван он был в честь Спасской церкви монастыря и речной излучины (сенокосной луки), где и расположен. На улице становилось все холоднее, и экскурсовод, боясь нас заморозить, пригласил группу зайти в теплый нижний храм, где и рассказал нам о том, что сегодня это комплекс архитектурных памятников XVI — XVIII веков республиканского значения и основателем монастыря считается прославленный русский святой, покровитель Вологды – преподобный Димитрий Прилуцкий. Он возвел в монастыре деревянную церковь, а рядом с нею были построены для иноков деревянные кельи. Крестьяне, прежде владевшие этими землями, Илья и Исидор Выпряг, как свидетельствует история, были счастливы отдать эти территории на благое дело. По свидетельству современников, Спасо-Прилуцкий монастырь всегда пользовался благосклонностью и большим уважением великих князей Иоанна III, Иоанна IV, Василия III. Когда Иоанн III пошел на Казань (1503 г.), он взял из обители икону преподобного Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием. Вернувшись с победой, князь украсил икону серебром и золотом. Монастырь посещали Василий III с супругой Еленой Глинской в 1528 году, совершая паломничество по русским монастырям.
В советское время монастырь Спасо-Прилуцкий не избежал печальной участи культовых сооружений России. В 1918 году в монастыре были произведены обыск и опись всего имущества. В части строений были размещены красноармейцы. Во время Гражданской войны башни монастыря исполняли роль складов взрывчатых веществ. Однажды лишь своевременно принятые меры, позволили вовремя погасить начавшийся пожар. Вплоть до 1923 года из монастыря изымались церковные ценности. Летом 1924 года монастырь был окончательно закрыт. Все произведения искусства были сданы в городской музей, остальное имущество передано государственным учреждениям. В 30-х годах монастырь Свято-Прилуцкий был превращен в пересыльную тюрьму для раскулаченных, которых затем везли в северные лагеря ГУЛАГа.
24 февраля 1992 года, в день памяти преподобного Дмитрия Прилуцкого, игумена Вологодского, монастырь был полностью возвращен Русской Православной Церкви. Постепенно в монастыре стала возрождаться жизнь, были отремонтированы монастырские строения, реставрированы колокола и иконостасы. Теперь в монастыре ежедневно совершаются богослужения. Конечно, для нас, верующих людей, огромную радость представляет возможность поклониться святым мощам небесных покровителей Вологды преподобных Димитрия Прилуцкого и Игнатия Прилуцкого.
От экскурсовода мы узнали еще то, что в обители покоится прах одного из великих русских поэтов «Золотого века» — Константина Николаевича Батюшкова. Стихотворец родился в семье с тяжелой наследственностью: его дядя, мать, а позже и отец страдали безумием, что привело их к ранней смерти. Сам Батюшков понимал, что и ему не избежать страшного недуга, но долгое время с успехом сопротивлялся. Срыв произошел во время поездки в Италию, о которой поэт так мечтал. Вернулся он в глубокой депрессии, почти утратив способность говорить, приходя в ужас даже от огонька свечи. Поэта забрал к себе в Вологду его племянник. Спустя несколько лет состояние литератора несколько улучшилось, он стал разговаривать и даже иногда писал стихи, однако больше всего времени он проводил на природе с лошадью, которая заменила ему друзей-людей. И, кстати, проходя по Соборной горке в Вологде мы видели памятник К. Н. Батюшкову, изображающий его вместе с этой лошадью. Экскурсовод с улыбкой сказал о том, что Батюшков не дал советской власти разрушить монастырь, поскольку многие люди, батюшковеды, в том числе, приезжали и приезжают сюда не для поклонения образам, мощам и святыням, а для поклонения могиле Батюшкова и для изучения ее как культурного памятника, поэтому монастырь для них лишь место паломничества любителей русской поэзии.
Но, а мы, помолившись в храме и посетив могилу К. Н. Батюшкова, не могли перестать любоваться видом монастыря, утопающего в осенней растительности. Накупив подарков родным, мы в последний раз поклонились монастырю – пора… Уходя мы все еще оборачивались назад, чтобы запечатлеть этот прекрасный вид и уверены, что он останется не только в наших телесных очах, но и в душевном взоре, и память о монастыре не покинет и наши сердца. Время нашего паломничества подходило к концу, и мы, прощаясь с Вологдой, отправились в обратный путь.
От радости исполнения мечты посетить Вологодскую землю и поклониться ее святыням и от переполняющих нас эмоций, вдохновленные, не чувствуя усталости, свежим воскресным утром мы ступили на родную землю и поспешили на Божественную литургию, чтобы возблагодарить Господа за возможность посещения святых мест, возблагодарить Господа за возможность посетить столь благословенные места.