Воскресная проповедь священника храма св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. протоиерея Сергия Окунева:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, мы часто обращаемся к Богу в молитве. Но мы не приносим самого главного, что необходимо для спасения души. Мы забываем приносить благодарение Богу за Его дары. Мы произносим в начале молитвы: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» Но сердце наше часто отстоит далеко, потому что спим мы духовно. Просыпаться мы должны в молитве, и надо помнить, что все мы в момент молитвы предстоим Богу. Молитва – это разговор с Богом. Этот разговор с Богом должен быть всегда: идем ли мы куда-то, сидим ли дома, заняты ли каким-то делом. Но молитва наша должна содержать не только какие-то прошения. Она должна быть пронизана осознанием предстояния перед Богом. Тогда наша молитва будет настоящей. И сами дела, совершаемые с осознанием предстояния перед Богом, будут молитвой. На то, что мы совершаем сегодня, на то, что будем совершать завтра, мы получаем благословение от Господа. Чтобы получить это благословение, мы должны испросить его у Бога: «Господи, благослови начинаемое дело на всякое время, на всякий час». Тогда дела наши будут совершаться нами для Господа, будут нашим служением Господу.
Апостол Павел напоминает нам, какие дары мы получаем, если мы движемся к Господу. Это прежде всего откровение Божие. В послании к Коринфянам апостол говорит о том чудесном обстоятельстве, какое имело место в его жизни. Он имел необычайное видение – восхищен был в рай и там видел то, что и пересказать нет возможности (2Кор.12:1-10). То, что увидел апостол Павел невозможно передать человеческими словами. Но то, что он смог рассказать, свидетельствует о величайшей благодати, которая ожидает людей в раю. Эта благодать столь велика, что здесь, на земле, в этой временной жизни нам стоит потрудиться, понести многоразличные труды, испытания, противостоять искушениям, совершить подвиги для того, чтобы получить праведную награду в Царстве Отца Небесного.
В сегодняшнем апостольском чтении нам предлагаются слова апостола Павла: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1Тим.1:17). Это благодарение всегда должно быть в наших устах. В молитве мы чаще всего просим что-то конкретное, то, что нам необходимо в нашей повседневной жизни. А нам надлежит просить, как мы знаем у Господа через апостолов, то, что нам необходимо для спасения души, и благодарить Господа за все. А Он дает нам все необходимое в жизни: и пищу, и одежду. Но прежде всего, величайший дар – дар жизни. Мы живем, дышим, движемся Духом Святым. И это дыхание – величайший дар Божий. Мы должны за него постоянно благодарить Господа. Мы должны постоянно стяжать Дух Святой и Его дары должны благодатно изливаться через нас на окружающий мир. Через нас Господь подает освящение и очищение этому миру. Нам иногда кажется, что мир лежит во зле, катится в пропасть. Но это не так. Приходит время, и все, что казалось нам непонятным и плачевным, оказывается необходимым условием для нашего совершенствования. К этому совершенствованию Господь нас и призывает через Апостольское и Евангельское чтение. Пусть благодать Господа нашего Иисуса Христа пребывает со всеми вами. Пусть эта благодать преизобилует в вас и изливается на окружающий мир. Все, что необходимо нам, – это любовь к Богу и к ближнему. Аминь».
К 200-летию со дня праведной кончины
святого праведного воина Феодора Ушакова
Адмирал российского флота Феодор Ушаков родился в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции 13 февраля 1745 года, между празднованием памяти двух воинов-великомучеников — Феодора Стратилата и Феодора Тирона (память 8 и 17 февраля по старому стилю). Он происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родители его — Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична — были благочестивыми и глубоко верующими. Значительное и благотворное влияние на жизнь российского флотоводца, от младенчества до дня кончины, оказал его родной дядя, преподобный Феодор Санаксарский. В течение воинской службы Феодор Ушаков был командующим Черноморским флотом (1790—1792); командующим русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798—1800). В 1799 году стал адмиралом. Провел множество успешных сражений. Не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчиненный не попал в плен. Ушаков одержал победу в 43 морских сражениях и ни одного поражения не потерпел. В 1807 году был уволен в отставку «с мундиром и пенсией». В 1810 году поселился в приобретенной им деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. В последние годы жизни в имении Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности. Настоятель Санаксарского монастыря иеромонах Нафанаил сообщал архиепископу Тамбовскому Афанасию: «Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своем из Санкт-Петербурга около восьми лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в своей деревне Алексеевке, расстояние от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомоления в монастырь к служителям Божьим во всякое время, а в Великий пост живал в монастыре в келье для своего посещения… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель в Соборную церковь дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Препровождал остатки дней своих крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви».
Отпевал Феодора Феодоровича в Спасо-Преображенской церкви города Темникова протоиерей Асинкрит Иванов, который за день до кончины праведника, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, принимал его последнюю исповедь и причащал Святых Таин. Гроб с телом усопшего адмирала народ на руках нес от города до Санаксарской обители, где благоверного боярина Феодора встретила монастырская братия. Феодор Феодорович был погребен у стены соборного храма, рядом с родным ему преподобным старцем. Когда наступили времена гонений на Русскую Православную Церковь, Санаксарский монастырь, где упокоился Феодор Феодорович, был закрыт. Часовня над могилой адмирала была разрушена, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками.
В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов воинская слава Федора Федоровича Ушакова была вспомянута. Был учрежден боевой орден адмирала Ушакова, который стал высшей наградой для воинов-моряков.
Тогда же, в 1944 году, возник вопрос о месте погребения адмирала Ушакова. Была создана государственная комиссия, которая произвела раскопки на территории Санаксарского монастыря и вскрытие могилы адмирала Ушакова у стены соборного храма. Честные останки Феодора Феодоровича оказались нетленны, что было отмечено в соответствующем документе комиссии. В 1991 году Санаксарский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.
5 августа 2001 года адмирал Ушаков был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой Саранской и Мордовской епархии. Торжественное богослужение прошло в Санаксарском монастыре. Деяние о его канонизации указало: «Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побежденный им неприятель… милосердие адмирала Феодора Ушакова покрывало всех».
6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Федора Ушакова к общецерковным святым в лике праведных.
Тропарь праведному воину Феодору Ушакову, глас 1:
Держа́ве Росси́йстей архистрати́г непобеди́мый яви́лся еси́, / ага́ринскую зло́бу нивочто́же вмени́в и разори́в: / не сла́вы мирски́я, ниже́ в бога́тства взыску́я, / но Бо́гу и бли́жнему послужи́л еси́, / моли́, свя́те Фео́доре, / во́инству на́шему дарова́ти на враги́ одоле́ние, / оте́честву во благоче́стии непоколеби́му пребы́ти, // и сыново́м Росси́йским спасти́ся.
Кондак праведному воину Феодору Ушакову, глас 2:
Архистрати́же Росси́йский, / служи́телю наро́да Бо́жияго, / ни́щих и угнете́нных свободи́телю, / нечести́вых наказа́телю, / поле́зное нам проси́ и ве́лию ми́лость, // я́ко спобо́рник наш пра́ведне боля́рине Фео́доре.