Воскресная проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерея Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Хочу обратить ваше внимание на рядовое чтение из послания апостола Павла к коринфянам (2Кор., 181 зач., 6: 1-10). «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6: 2), говорит он, опираясь на слова пророка Исайи (Ис. 49:8). Апостол умоляет верующих не бесплодно расточать благодать, данную им (2Кор. 6:1). Сам он старается ни в чем не полагать претыкания верующим, не препятствовать, чтобы не было порицаемо служение (2Кор. 6:3). Евангельское учение насаждается не земной властью и земной силой, а беззаветным служением. Далее апостол описывает свой миссионерский труд, который исполнен различных испытаний и лишений.
Перечисляя бедствия и страдания, выпавшие ему, апостол Павел говорит не только о себе. Он говорит о всей Церкви, говорит об истинном положении христиан в этом мире. Сейчас мы имеем возможность получать информацию со всего света, из разных стран. Когда узнаешь о жизни христиан в Сирии, Ираке, Ливане, Египте, думаешь: вот истинное положение христиан. Поражает, во-первых, что в глобальном мире они живут тем, что они посеяли, посадили и вырастили. Получилось собрать хороший урожай – живут. Не получилось – голодают. Во-вторых, в этой простоте жизни, в этом труде на земле, этих испытаниях, которые выпали на их долю, они могут показать верность Господу. И невольно задумываешься о нас, о нашем положении, о нашей ситуации, о том, что мы проявляем в нашей жизни и как мы живем в отличие от христиан в других странах.
В связи с этим нужно еще сказать о скорби и радости. Господь прямо говорит нам: «В мире будете иметь скорби…» (Ин. 16:33.) И все люди имеют те или иные скорби. Но, как мы слышали из проповеди апостола Павла, христиане имеют особую радость, которой они обогащают себя и могут обогатить других. Имеем ли мы такую радость? Можем ли мы поделиться чем-то подобным с другими? Как мы проявляем силу своей веры? Мы часто говорим о справедливости, о правде Божией. Каким образом ее можно явить? Каким образом мы собираемся проявить ее? Мы чаще всего представляем какие-то исключительные обстоятельства для себя, в которых мы должны оказаться, чтобы нам было удобнее проявить свою веру. Нам кажется, что нас должны чем-то наделить для этого. Часто обвиняем окружающий мир, что у нас нет таких условий. Дорогие братья и сестры, надо помнить, что силу нашей веры и правду Божию мы должны проявлять в исполнении Евангелия. Аминь».
***
«Сегодня день памяти преподобного Силуана Афонского (1938). В связи этим хочу поделиться одним воспоминанием. Будучи семинаристом я впервые попал на Святую Гору Афон и встретил там удивительного человека – послушника Антония, который был духовным чадом преподобного Силуана. Все на Святой Горе для нас, семинаристов, было удивительно и радостно. Когда мы прибыли в наш монастыре, там еще было немного монахов, монашеская жизнь в русском монастыре на Афоне только возрождалась. Когда узнали, откуда я родом, они предложили познакомить меня с моим земляком, уроженцем соседнего села, – послушником Антонием. Вышел ко мне человек в старой, почти истлевшей рубахе, показавшийся мне неопрятным. Но, когда он сел рядом, от него повеяло приятной прохладой, и я тогда покаялся, что такие мысли возникли при виде его.
Мы проговорили с ним часа два. Что особенно запомнилось из этой беседы. В 30-е годы он пешком из Карпат дошел до Афона и уже в течение 60 лет пребывает на Святой Горе. Антоний вспомнил свое родное село, в котором была одна улица в несколько домов. Последнюю весточку от родных он получил 25 лет назад. Я рассказал ему, как изменилось все на его родине, и спросил, не хочет ли он побывать там. Мне тогда казалось, как было бы замечательно, привезти его к нам в гости, какая это была бы встреча. Но послушник Антоний ответил отрицательно: для него жизнь, которая находилась за пределами Святой Горы, давно уже стала неважной, он отдалился от нее. Антоний рассказал о Силуане Афонском. Когда он пришел на Святую Гору молодым, 6 или 7 монахов было в монастыре. Пришлось продать землю, виноградники монастыря, потому что оставшиеся монахи были уже немощными и работать уже не могли. Но при этом службу они не оставляли, сохраняя суточный круг богослужений.
Однажды все сидели за трапезой. Есть было почти нечего, но хлеб был. Раздают хлеб, и старец Силуан отдает свой кусок Антонию. Тот стал отказываться: «Не могу вперед Вас вкусить, отче». Но старец Силуан сказал: «Ешь – тебе еще предстоит увидеть возрождение нашей обители». «Тогда в это трудно было поверить, – сказал Антоний, – но мы поверили, что так и будет». Предсказание преподобного Силуана сбылось. Монашеская жизнь в нашем монастыре на Афоне возродилась. Сейчас, на удивление всего мира, русские монастыри на Святой Горе восстанавливаются на глазах, проданные когда-то земли и виноградники возвращены. Происходит это, надо прямо сказать, и об этом все говорят, в том числе во многом благодаря нашему президенту В. В. Путину.
Что еще говорили монахи о преподобном Силуане? У него был дар молиться со слезами за весь мир. Он плакал о всем мире. Еще мне запомнилось его отношение к животным. В Писании есть слова: «Блажен, иже скоты милует». (Прит. 12,10.) Разъясняя и дополняя эти слова, преподобный Силуан говорил, что надо миловать животных, как тварь Божию, но нельзя их возводить в ранг человека. А это мы часто наблюдаем сегодня. Домашние любимцы становятся членами семьи. В заботе о них часто забывают о людях – родных, близких, которые действительно нуждаются в заботе. Силуан Афонский говорил, что это противно Богу.
Я часто вспоминаю наш разговор с послушником Антонием и благодарю Бога, что он привел меня встретиться с таким человеком. Второй раз я был на Афоне лет 9 назад. Мне показали косточки Антония. Они светлые, как воск. По Афонскому порядку, это считается хорошо. Всех вас поздравляю с воскресным днем! Аминь».
Тропарь преподобного Силуана Афонского, глас 2:
Серафимския любве ко Господу пламенный ревнителю/ и Иеремии, о народе плачущему,/ усердный подражателю,/ всеблаженне отче Силуане,/ ты бо, зову Матере Господа Сил внемляй,/ змия греховнаго мужемудренно изрыгнул еси/ и в Гору Афонскую от суеты мира удалился еси,/ идеже в трудех и молитвах со слезами/ благодать Святаго Духа обильно стяжав,/ еюже сердца наша воспламени/ и с тобою умильно взывати укрепи:/ Господи мой, Жизне моя и Радосте Святая,// спаси мир и нас от всяких лютых.