ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС С ПРАЗДНИКОМ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ И ЖЕЛАЕМ ВСЕМ НАМ ЕЕ ЗАСТУПНИЧЕСТВА В НАШЕЙ ЖИЗНИ!
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
Проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского протоиерея Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Бог, Который любит нас, и Которого мы с вами должны любить всем сердцем, всей душей и всеми помышлениями, даровал нам через благочестивых святых Иоакима и Анну, Ту, Которая должна была стать непосредственной участницей тайны Боговоплощения, родить Сына Божия, Спасителя мира.
Мы знаем, что Иоаким и Анна были долгое время бесплодными. В те времена, когда они жили, их соплеменники считали бесчадие страшным наказанием от Бога и поэтому особенно неприязненно относились к семьям, в которых не было детей. Это было ожидание рождения Мессии, и каждое рождение младенца, наверное, было окружаемо этим ожиданием. Но Святая Церковь учит через богослужебные тексты, через святых отцов, что эти люди, конечно, не понимали другого: бесплодие Иоакима и Анны означало больше, чем просто отсутствие детей. Такое встречается в разные времена, в том числе и сейчас. Но бесплодие Иоакима и Анны явилось образом духовного бесплодия человечества. Что это значит? Не было среди людей никого, на кого бы Бог призирал, как Он призрел на Пречистую и Преблагословенную Деву Марию. Как говорится в богослужебных текстах, «Восседающий на разумных престолах» находит и приуготовляет Себе Престол на земле. Это Пречистая Дева Мария, через Которую Он и приходит в мир, рождаясь как младенец, как человек, поэтому в одной из стихир поется, что Рождеством Пресвятой Богородицы разрешается бесплодие нашего естества и снимается клятва. Этим рождением, этим приуготовлением приближается рождение Спасителя, которое было прообразовано в ветхозаветных событиях, которое предвозвещали пророки Божии и которое, когда наступила полнота времени, исполнилось.
Святая Церковь призывает нас в этот день радоваться и проявлять свою любовь к Божией Матери в молитве. Наша любовь должна проявляться и в том, что мы просим Ее не только о ниспослании нам земных благ, о том, чтобы Она защищала нас от всякого зла, потому что покров Божией Матери как Царицы Небесной, над всей землей, над всем родом христианским, он самый близкий, самый теплый всем поколениям христиан, но наша любовь к Божией Матери должна проявляться и в том, чтобы мы просили у Нее еще и о богоугодной жизни, чтобы мы научились угождать Богу так, как угождала Богу Она – Своей жизнью, Своей святостью, Своим послушанием и доверием к Богу.
Об этом сегодняшний праздник нам, дорогие братья и сестры, напоминает, и в этом нужно нам утверждаться и укрепляться. И за все, посылаемое нам Господом, будем благодарить Его.
Еще хочу сказать об одном событии из истории нашего Отечества. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы была дарована победа Дмитрию Донскому и его воинству в битве на Куликовском поле, когда решалась судьба нашей земли, когда решалась судьба нашей веры.
Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и желаю, чтобы вы насладились его духовной радостью, чтобы осмыслили что-то больше, чем в прошлом году. Учитесь петь и дома тропарь и кондак с величанием празднику. Учитесь общаться этими словами. Если мы больше будем произносить молитв, больше читать Псалтирь, наша речь станет красивее, лучше, чище. Это надо понимать. Аминь».