«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Если человек и делает что-то доброе на земле, то он это делает только с помощью Божией, той силой, которую Бог ему дает. И человек принимает от Бога этот дар в свое сердце. Мы слышали сегодня в апостольском чтении (2Кор. 176 зач., 4:6-15), что «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2Кор. 4:6). Сердце становится центральным местом, не разум, не ум человека. Именно сердцем человек воспринимает дар Божий и потом из сердца исходит то, что человек показывает, что он в своей жизни любит, как он любит. Человек не может жить просто так: он чем-то должен руководствоваться. Христианин руководствуется тем, что он получил от Бога. Апостол Павел называет этот дар Божий сокровищем, которое мы носим в глиняных сосудах. Глиняные сосуды – это наши немощи человеческие. Для чего здесь так говорится? «Преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4:7). Апостол Павел очень часто обращает на это внимание: то, что он делает, он делает не благодаря своим силам человеческим, а благодаря помощи Божией, благодати Божией, в нем действующей; поэтому он мог сказать такие красивые слова, которые мы часто читаем, часто повторяем, но, может быть, по-разному их понимаем: «Сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12:9-10). И имея такую силу, апостол дает нам пример служения в испытаниях. Он говорит: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2Кор. 4:8-9).
Это пример служения в испытаниях и нам с вами нужен. Хорошо, когда все легко и радостно, а когда нужно следовать за Господом, то могут встречаться и испытания человеку в его жизни. Жизнь апостола Павла переполнена такими примерами, когда ему приходилось терпеть очень многое. Пусть его пример будет всегда перед нами для ревностного и настоящего служения перед Господом.
Евангелие напоминает нам сегодня о самой главной заповеди – заповеди любви к Богу и ближнему (Мф. 92 зач., 22:35-46). «Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39). Такой ответ дает Господь вопрошающему Его о том, какая заповедь самая главная. Почему Его об этом спрашивают? Были и другие заповеди у иудеев, которые в разное время, в разных обстоятельствах считались главными. Были заповеди о жертвах, об обрезании, о субботе. Сколько раз упрекали Господа Его враги, что Он нарушает субботний покой, исцеляя больных?! Из ответа Спасителя становится ясно, что все зиждется на любви Божией, на любви Бога к человеку и к миру, на любви между людьми и любви человека к Богу. Без этого невозможна жизнь. И мы должны понимать: любить ближнего не значит любить себя в ней, или в нем, или в чем-то. Любить – значит любить жертвенной любовью. Это касается отношений между людьми и в наивысшей степени – отношения человека к Богу. Именно жертвенной любовью доказали свою преданность Богу все подвижники, особенно мученики за Христа. Часто мы поем мученикам: «принес (принесла) себе жертву чистую Богу». Вот жертвенная любовь. И нам надо учиться любить ближнего своего любовью жертвенной, любовью бескорыстной, всеобъемлющей и этим показать и доказать и нашу любовь к Богу.
Обязательно хочу сегодня сказать еще о новомучениках и исповедниках Казахстанских, переходящее празднование которых установлено в первый воскресный день после 16 сентября — дня памяти священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского.
Мы привыкли говорить о местных святых, в разных землях просиявших. И часто думаем, что они там родились, выросли, там совершали свои подвиги и там же просияли в лике святых. Но сейчас речь идет о множестве новомучеников и исповедников нашей Церкви из разных мест, которые пострадали на Казахстанской земле. Мы сейчас живем в очень мирное время. Не видим в нашей стране явных гонений и притеснений Церкви. Есть недоброжелатели, есть те, кто старается пакостить. Но никто не гонит нас. А мы забыли уже то, что было в 1950-е годы и раньше. Многие из нас в это время уже жили и многие были уже самостоятельными.
Нам надо помнить, что в 1950-х, 1940-х и 1930-х годах в Казахстане находилось одно из самых страшных подразделений ГУЛага — Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь). Среди его узников было много православных архиереев, священников, мирян, которые приняли смерть за Христа в Казахстане. Мы должны помнить, что эта земля пропитана и омыта кровью наших новомучеников. Читайте любое житие, и вы узнаете, куда направлялся поезд смерти с заключенными – или куда-то в вечную мерзлоту на север, чтобы там погубить человеческие жизни, или в казахстанские пустыни, чтобы там человек не выжил. Такая была установка руководящей и направляющей силы в нашей стране. Пусть пример их жертвенной любви ко Господу будет перед нами всегда. Аминь».
***
Тропарь, глас 7:
Небо церковное ныне отверзается, / веселия исполняется Церковь Православная земли Казахстанския, / и яко ангельский лик собору верных предходит / пресветлое воинство мучеников и исповедников ея. / Ихже ради страдания, Христе Боже, / крепость благоутробнаго милосердия яви земли нашей. / Церковь же в пустыни Тобою насажденную / молитвами Богородицы и всех святых // избави от бед и утверди вовеки.
Кондак, глас 5:
О мученицы и исповедницы преславнии, / Казахстанския земли предстателие теплейшии, / во всяком чине и возрасте Христу послужившии! / Кто исповесть болезни и подвиги ваша, / кто доволен изрещи чудеса вашея веры, / или хвалу достойную красоте исповедания вашего воздати? / Обаче приимите любовию вас почитающия // и молитву вознесите о спасении душ наших.