Главная » Приходская жизнь » Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

28 августа Русская Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Слово «успение» означает погружение в сон, мирную кончину, подобную сну. Кончину Божией Матери Церковь называет Успением, потому что Она, как упоминается в одном источнике, «как бы сном на малое время уснула и, как от сна, воспрянула, уснула, чтобы пробудиться для жизни вечного блаженства». Ещё и потому, что согласно церковному преданию Пресвятая Богородица через три дня после Своей кончины была воскрешена Господом и вознесена на небо. Неслучайно этот день именуется Богородичной Пасхой.
На иконах, посвященных этому событию, иконописцы изображают Богородицу в центре образа — Она лежит на смертном одре, по сторонам от Нее — плачущие апостолы. Позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из Священного Предания — одного из источников православного вероучения наряду со Священным Писанием. После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Сохранилось послание, написанное св. Игнатием Богоносцем из Антиохии к апостолу Иоанну Богослову: «Многие жены у нас желают посетить Пречистую Деву, коснуться персей, питавших Господа Иисуса, и услышать от Нее о многих таинствах. У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов Ее, и нашему еще юному благочестию есть Наставница и Учительница всем верным на всякое доброе дело; более всего любит смиренных, потому что Сама исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого доверия, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. Все это возбудило в нас безмерное желание увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость. И как не желать увидеть Пресвятую Богородицу, побеседовать с Той, Которая родила истинного Бога!»
Пресвятая Богородица была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время Она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли Ее тело в Гефсимании, тогда присутствовали все, кроме апостола Фомы, который на третий день после погребения захотел увидеть Ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь Ее Плащаница (полотно, которым было обернуто при погребении тело).
27 августа в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского по традиции, принятой в Церкви, было совершено всенощное бдение с чином выноса из алтаря Плащаницы с изображением усопшей Божией Матери, а 28-го августа – Божественная литургия. Настоятель храма благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей сердечно поздравил всех прихожан с праздником Успения Пресвятой Богородицы и в своей проповеди обратил внимание на смысл этого события для человека: «Событием Успения Богоматери Церковь учит нас, что физическая смерть не есть ещё уничтожение нашего бытия, а является переходом в иную жизнь, в жизнь вечную, является переходом от тления и разрушения к вечному бессмертию. Поэтому Святая Церковь в песнопениях сегодняшнего дня призывает нас радоваться и тем самым напоминает нам, что Христос Своей смертью разрушил жало смерти и для Своих верных последователей сделал ее радостной и блаженной».
29 августа вечером совершается чин Погребения Пресвятой Богородицы — продолжительное, но очень красивое богослужение. После великого славословия при пении заключительного «Святый Боже» духовенство поднимает Плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход с Плащаницей Божией Матери, во время которого поется тропарь праздника и совершается колокольный звон.

Тропарь праздника, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси, /во успении мира не оставила еси, Богородице, / преставилася еси к животу, / Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак праздника, глас 2:
В молитвах Неусыпающую Богородицу, / и в предстательствах непреложное упование / гроб и умерщвление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави // во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание
Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.