В Великий четверг – пятый день седмицы Страстей Господних, последней недели перед Святой Пасхой, – воспоминается приготовление учениками пасхальной трапезы, умовение ног учеников Христом и установление Им Св. Евхаристии на Тайной Вечере, молитва в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Особое значение имеет Божественная литургия Великого четверга, поскольку именно на Тайной Вечере Христос перед лицом грядущих страданий заповедал Своим ученикам в воспоминание о Нем совершать Св. Евхаристию. В этот день все православные христиане стараются причаститься Тайной Вечери Господней с благодарностью Господу за все совершенное Им для нашего спасения.
В храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. накануне, вечером 12 апреля, была совершена Утреня. По окончании богослужения по сложившейся традиции проводилась общая исповедь. Перед исповедью настоятель храма, благочинный Красносельского округа прот. Михаил Подолей обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы, дорогие братья и сестры, накануне Великого Четверга собрались в святом храме, совершили Утреню и по сложившейся традиции нашего прихода будем совершать общую исповедь. Конечно, эта исповедь называется общей потому, что мы собираемся вместе, особенно в такой день, накануне Великого Четверга, когда на богослужении вспоминается событие, предварившее шествие Господа нашего Иисуса Христа на вольное страдание, – Тайная Вечеря, с умовением ног, установлением Таинства Евхаристии, предательством Иуды. Мы часто слышим, что Церковь призывает нас участвовать в Таинствах. Через это участие человек освящается. Мы знаем с первых шагов в Церкви, что без Таинств невозможно спастись – без крещения, без миропомазания, без покаяния и без причащения. Но также мы с вами должны понимать, что иногда мы очень легкомысленно преступаем к церковным Таинствам, поверхностно, недостаточно осмысленно. В то время как, участвуя в Таинствах, мы предстоим пред Самим Богом, Который являлся на Синае, Который действовал на горе Хорив, Который водил Израиль во дни Ветхого Завета, Который наказывал род человеческий потопом, Который низводил на греховные города Содом и Гоморру серный дождь, Который пребывал с отроками в пещи вавилонской и Который по Своему неизреченному милосердию сделался Человеком, Который исцелял прокаженных, слепых, бесноватых. Тот же Бог предлагает Себя под видом хлеба и вина, преосуществляемых в Тело и Кровь Господню, сначала для двенадцати учеников в Сионской горнице, а потом призывает к Тайной Вечери и весь мир. Перед этим Богом мы предстоим в Таинствах, поэтому наше участие в них должно быть достойным.
В Апостольском чтении на Великий Четверг говорится об установлении Таинства Евхаристии, о достойном причащении. Достойно причащающийся и недостойно причащающийся одинаково вкушают Тело и Кровь Господни. Только первый вкушает в жизнь вечную, а второй – в осуждение, потому что, как сказано, вкушает, не рассуждая о Теле и Крови Господних (в буквальном переводе с греческого – не различая), то есть – не понимая, к Кому он прикасается.
В чем может выразиться наше человеческое недостоинство? Самое страшное не в том, что мы когда-то что-то не доделали, не дочитали из правила, что-то забыли или где-то споткнулись и поняли, что не сохранили того, что обещали самим себе, что хотели явить другим. Самое страшное, в чем проявляется наше недостоинство, – это недоверие к Богу. Когда человек живет и имеет с Богом какие-то отношения, свои, которые он сам для себя выстраивает, а тех случаях, когда человек выстраивает эти отношения последовательно, то эти отношения заканчиваются не начавшись там, где нужно брать на себя ответственность, где нужно доверять Богу, где нужно преклонять свою выю перед Его Промыслом. Это недоверие Богу выдворяет человека за пределы того мира и того состояния, в котором он бы мог ближе, лучше чувствовать и переживать присутствие Бога, а не просто знать о Нем. И нам с вами напоминается о том, что человеку дано очень много, что человек призван. Мы научаемся Ветхим Заветом, мы пребываем в благодати Нового Завета. И всем, что Господь для нас совершил, мы можем пользоваться и все это усваивать и иметь, если мы будем доверять Богу, если мы будем доверять Ему свою жизнь, жизнь своих близких, тех, за кого мы молиться.
Сегодняшняя наша исповедь, которую мы называем общей, поскольку мы собрались вместе, для каждого из нас является личной. Чин исповеди составлен святителем Игнатием Брянчаниновым. То, что перечислено в этом чине, конечно, касается каждого из нас.
Будем молиться, просить Господа, чтобы Он простил нам наши грехи, чтобы мы в завтрашний день и, Бог даст, на Пасху достойно, полностью вверяя свою жизнь Господу, причастились Его Святых Таин и жили, имея в своем сердце, в своей душе Христа, который будет руководить нашей жизнью до конца. Аминь».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.