12 февраля Православная Церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни. Основной вклад Вселенских учителей и святителей в богословие состоит в разработке учения о Троице. Григорий Богослов говорил в 22-м слове «О мире», что учит «поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в Трех Божеству и Силе, не предпочитая Одного и не принижая Другого… не рассекая единого величия новшеством имен».
Тесная дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Иоанн Златоуст был младше их почти на 20 лет и относился к ним с глубочайшим почтением и уважением. Он много раз ссылался на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория».
***
В храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. была совершена Божественной литургии. На богослужении пели два хора храма – профессиональный и любительский.
После литургии был совершен молебен Вселенским учителям и святителям.
***
Воскресная проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. прот. Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Поздравляю вас с воскресным днем и праздником в честь Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь установила этот общий праздник трем святителям для нашей духовной пользы. Поводом для его установление стало то, что при византийском императоре Алексее I Комнине в Константинополе долго спорили о том, кто из трех отцов Церкви должен считаться первым и главным. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну во сне явились вместе три святителя и возвестили ему: воля Божия такова, что они равны перед Богом, а потому и должно быть установлено общее для них празднование. И мы видим, что это действительно хорошо. Память каждого из святителей празднуется отдельно в разные дни. Часто дни их памяти совпадают с рабочими днями, поэтому не у всех есть возможность прийти в храм, чтобы молиться за Божественной литургией. А в общий для трех святителей день памяти – всегда праздник, всегда совершается праздничная служба. Это сохраняется с XI века и служит нам во благо и радость.
Мы украшаем нашу жизнь церковную не искусственно, как иногда думают люди, далекие от Церкви, полагая, что все это какие-то традиции или обряды. Смысл украшения богослужения и Церкви нашей совсем в другом. Мы хотим увидеть через красоту храма и богослужения Божественную красоту, которая не попираема ногами, не оскверняема грехами и не запачкана грязью. В богослужении мы созерцаем духовную красоту, которая у Бога, которая открывается нам, если мы желаем этого. И в праздник трех святителей служба украшается особым пением и чтением на том языке, на котором они мыслили, на котором они писали, – на греческом. В основном – это слова, прославляющие Святую Троицу, возгласы, прошения и самые распространенные молитвы, которые все мы знаем и которые всем понятны на любом языке. Очень радостно, что служба сегодня прошла торжественно, что все произносилось и пелось с любовью. Порадуемся этому духовно.
Сегодня мы размышляем о притче, которую слышали в Евангельском чтении (Лк. 79 зач., 15:11-32) – о блудном сыне, и понимаем, что грехами и своеволием человек отдаляется от Бога. Но по неизреченному милосердию Божию через покаяние человек может вернуться в Отеческий Дом. Аминь».
Проповедь прот. Сергия Окунева на Евангельское чтение (Лк. 79 зач., 15:11-32)
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сейчас мы слышали в Евангельском чтении притчу о блудном сыне. О чем эта притча? В ней три основные темы: греха, покаяния и всеобъемлющей, всепрощающей любви Божией. Младший сын, уйдя «во страну далечу» и растрачивая там имение, полученное от отца, совершает грех. Он поступает по своей воле, расточает то, что ему не принадлежало, что получил он от своего отца. Так и всякий человек согрешает, ставя свою волю выше воли Отца Небесного, уподобляясь при этом блудному сыну. Получая в дар от Бога многое в этой жизни, мы часто уподобляемся этому юноше из притчи. Мы бываем не готовы благоразумно распорядиться теми дарами, которые получает от Бога. Мы уходим, отбегаем от Него, часто даже не вспоминаем о Его величайшем Имени и о том, что все, что имеем, мы получили в дар от Него. Мы расточаем Его имение, расточая свою жизнь, свое здоровье, силы – духовные и физические. Часто мы тратим нашу жизнь и наши силы не то, на что следовало бы, отдаем их тем, кто просто пользуется от нас дарами, которые дал нам Бог для того, чтобы мы служили Ему через служение Церкви, нашим ближним. Но наступает момент, когда эти дары иссякают, потому что их источником является Отец наш Небесный, которого мы покинули. Мы теряем духовные и телесные силы, теряем материальный достаток. Тогда нас покидают, те, кто пользовался нашей любовью, заботой, материальными благами. Мы остаемся одни. И только тогда, как блудный сын из притчи, мы приходим в себя и понимаем, что ничего у нас нет и нам остается только возвратиться к Тому, кто даровал нам все, что у нас было. Вновь обрести себя мы можем только вернувшись к Отцу Небесному. Но сделать это можно лишь через покаяние. Блудный сын из притчи осознает, что он совершил ужасный проступок, что он уже не достоин называться сыном в доме своего отца. Он готов быть простым работником у него, питаясь и живя как другие работники, чтобы получить хоть какую-то возможность своего существования. Но, видя его еще приближающимся к дому, отец выходит ему навстречу и принимает его с радостью и любовью как сына, который был мертв и вернулся живым. Он возвращает ему сыновнее достоинство, дав ему новые одежды, перстень – символ власти, устраивает пир в честь его возвращения, чтобы эта радость была полной. Так и Отец наш Небесный готов принять каждого из нас в покаянии, как бы мы не согрешили, принять не как раба, а как сына, который был мертв и стал жив. И в этом – Его безграничная отеческая любовь к нам.
Получая в дар от Бога все, что нам потребно для жизни, будем осторожно и благоразумно распоряжаться этим даром. Будем помнить слова из сегодняшнего апостольского чтения: «Все мне позволительно, но не все мне полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6:12). Нами может обладать только Бог, мы принадлежим Ему, и Он введет нас в Царство Небесное. Аминь».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.