В храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. после Божественной литургии была совершена заупокойная лития в память всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Затем – молебен новомученикам и исповедникам Церкви Русской.
Воскресная проповедь настоятеля храма св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. прот. Михаила Подолея:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшний воскресный день – особый: Неделя о мытаре и фарисее начало Постной Триоди и подготовки к Великому Посту, цель которого – очищение наших душ от греха. Всякая неправда, нечистота, должны остаться в прошлом. Эти подготовительные к посту недели очень важны, они служат тому, чтобы мы настроились и провели пост достойно, с пользой для своей души.
В Евангельском чтении (Лк. 89 зач., 18:10-14), которое сегодня предлагает Церковь, мы слышали о мытаре и фарисее. Не следует считать фарисея человеком совершенно грешным: он постился, жертвовал десятую часть своих доходов. Мытарь тоже не является примером праведности. Его должность сборщика податей давала возможность неправедного приобретения, присвоения чужого. Мытари часто обижали беззащитных, малоимущих. Но почему Евангелие говорит нам, что мытарь был оправдан более, чем фарисей? (Лк.:18:14.) Фарисей в своей молитве возвеличивал свои заслуги, ставил себя выше других (Лк.:18:11-12). Мытарь, сознавая свою грешность, напротив, не смел поднять глаза на небо и только со смирением просил у Бога милости (Лк.:18:13). Как видим, всякое возношение перед Богом и людьми, гордость, возвеличивание своих заслуг является грехом, ведет к умалению человека. В то время как смирение и осознание своей греховности приближает нас к Богу. «…ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится» (Лк.:18:14).
Сегодня мы празднуем Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Размышляя о страшных годах богоборчества в нашей стране, важно понимать, что самое страшное – это не только запустение монастырей и храмов, где устраивались овощные хранилища и тюрьмы, но и оскудение веры в народе, которое привело к духовной деградации. В этом главная причина тех бед, в которые была ввержена наша страна в ХХ веке. Отступление от Бога, от Православной веры привело к страшным последствиям, к братоубийственной войне, к гонениям и преследованиям за веру.
Духовная деградация стала причиной того, что многие поверили призывам безбожников, которые обещали построить рай на земле без Бога. Совершенно пустыми оказались эти посулы и обещания. Но сколько людей предалось этому гибельному пути, прельстилось этими разрушительными идеями, сколько людей восстало против своей веры, против своей Церкви, против своих близких. И произошло, как в молитве мы сейчас читали, «каиново братоубийство». Что может быть страшнее внутреннего разложения? Ничего нет более страшного, чем разрушение, разложение изнутри духовного мира человека, страны и народа. В этом повинны многие: и те, кто встал на сторону зла, восстав против Бога, против Церкви, кто принимал участие в делах неправды, кто пытается как-то оправдать их, — все, кто не раскаялся в этом. Нам даже трудно представить то время, когда у людей не было иного выбора: отступничество или страдание за Христа. В сегодняшнем Апостольском чтении мы слышали: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12). В то же время люди лукавые будут преуспевать. Но в чем преуспели те, кто гнал веру Христову? Этого мы не знаем. Но мы знаем, что приобрели новомученики. Они обрели Царство Небесное, потому что захотели остаться с Богом навсегда, выбрали не построение социализма и коммунизма, не временные удобства и блага, а жизнь вечную. Но разве наши новомученики не любили эту жизнь? Любили и ценили ее, не относились к ней пренебрежительно. Это грешники относятся к своей жизни с пренебрежением. Люди, живущие с Богом, ценят жизнь, потому что это дар Божий. Но они не остались в этом времени благополучными. Они остались в Царстве Божием.
Прославляя новомучеников и исповедников Церкви Русской, кто пострадал за веру Христову, мы должны неленостно трудиться для сохранения и приумножения памяти о них.
Сколько нам нужно времени – лет, жизней, чтобы приблизиться к тому, что потеряно? Но разве Господь не дает нам все как дар в Таинстве Крещения через печать Святого Духа, как залог нашей будущей жизни во Христе. Наша задача оправдать все, что нам Господом дано.
Будем чтить память тех, кто пострадал за Христа в годы богоборческой власти в нашей стране. Благодаря им, их страданиям и верности Христу мы сегодня можем свободно посещать храмы, молиться, строить церковную жизнь.
В начале ХХ века наша Церковь украсилась многочисленным ликом святых. Среди них были люди разных сословий – Патриарх Тихон, царская семья, епископы, священнослужители и миряне. Постараемся больше узнавать о них, рассказывать нашим близким. Еще далеко не все прославлены в лике святых. Будем надеяться, что и по нашим молитвам будут открыты новые имена, и список новомучеников и исповедников нашей Церкви умножится.
Будем молиться, чтобы Господь помог нам избежать тех страшных заблуждений, которыми когда-то прельстились наши соотечественники. Аминь».