В храме св. прав. Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской пл. 18 января была совершена служба Навечерия Богоявления, состоящая из Царских часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого. По заамвонной молитве состоялось Великое освящение воды на первом этаже строящегося храма во имя Спаса Нерукотворного.
После освящения воды настоятель храма прот. Михаил Подолей обратился к собравшимся с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Милостию Божией мы совершили богослужение в честь Навечерия Крещения Господня – праздника, который особенно ясно обращает наше внимание на то, что является самым главным для исправления, для очищения человека, для его спасения. Обращает внимание на покаяние. Голос Божий был Иоанну Крестителю в пустыне, после чего он выходит на проповедь, проповедуя крещение покаяния во отпущение грехов. Такие слова мы сегодня слышали в Евангельском чтении (Мф. 3:1-11; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-18). Много людей приходило к нему на этот призыв. И Господь наш Иисус Христос начинает общественное служение с призыва к покаянию: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Этому призыву должны следовать и мы с вами – те, кто живет сегодня, и все люди, которые ищут правды Божией, ищут у Него защиты и помощи, потому что нельзя иметь никаких отношений с Богом, кроме как через молитву и покаяние. Молитва и покаяние делают человека самым достойным предстояния перед Богом. Через покаяние человек может воспринимать все то, что обычно для него недоступно без покаяния.
Пусть Господь укрепит в эти дни духовно. В праздник Богоявления что-то открывается по-особому даже в целом Мироздании, в природе. Освящается водное естество. А через воду освящается весь мир. Освящается человек – его душа, мысли, сердце. Мы должны в эти праздничные дни призывать благодать Божию на свои дома, на свои дороги, на все то, к чему мы прикасаемся в нашей деятельности, чтобы нам целый год было легче жить, трудиться и делать то доброе и хорошее, что от нас зависит.
Мне бы хотелось, чтобы вы относились ко всему, что связано с праздником Богоявления правильно – по-церковному. Не загружайте свои головы мыслями о том, в какой день набирать воду: освящение происходит по одному и тому же чину и в Навечерие и в Крещение. Разделение на Крещенскую и Богоявленскую воду, по предположению некоторых историков Церкви, связано с тем, что в первые века христианства накануне Богоявления, как и накануне Рождества Христова, вода освящалась для крещения большого количества людей, которые прошли длительный подготовительный период. Их крестили накануне, чтобы они в сам день праздника могли принимать участие в Таинствах Церкви, могли причаститься Святых Христовых Таин.
Многие стараются окунаться в этот праздник. Окунание – не более чем традиция. Оно не так необходимо человеку, как покаяние. Наша задача – не просто придерживаться особого стиля жизни, вернуться к традициям, которые существовали и прежде. Мы должны спасаться. А в чем для нас спасение? В нашей вере в Господа нашего Иисуса Христа, в нашей вере в Бога – Святую Троицу, как сегодня Церковь воспевает: «Наш Бог – Святая Троица». В самом Крещении Господа было явление Святой Троицы (Мк. 1: 9-11; Мф. 3:13-17)
Всем вам желаю, чтобы в эти дни вы смогли побывать на всех праздничных службах, чтобы благоговейно набрали святую воду, сами ею причастились, причастили своих домашних, освятили свои дома, все пути, где вы ходите, чтобы Господь сохранил вас от всякого зла и умножил веру и благоговение в наших сердцах. Аминь».
Тропарь предпразднства, глас 4:
Возвращашеся иногда Иордан река милотию Елиссеевою, / вознесшуся Илии, / и разделяхуся воды сюду и сюду, / и бысть ему сух путь, иже мокрый, / во образ воистинну Крещения, / имже мы текущее жития преходим шествие: / Христос явися во Иордане освятити воды.
Тропарь, глас 4
Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.
Кондак предпразднства, глас 4:
Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.
Кондак, глас 4
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / «Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»
Иный кондак предпразднства, глас 2:
Всех, Христе, Благоутробне, отъемляй прегрешений множество / милости ради безмерныя, / Иорданскими водами креститися грядеши, яко Человек, / одеждею мя одевая, / славы древния обнаженна люте.
Иной кондак, глас 2
Всех от множества согрешений освобождая, / Христе, Благосердный, по безмерной милости, / в Иорданских водах Ты идешь принять крещение, как Человек, / чтобы облечь в одежду древней славы / меня, обнаженного бедственно.