Тропарь предпразднства, глас 4:
Готовися, Завулоне, / и красуйся, Неффалиме, / Иордане реко, стани, / подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку. / Веселися, Адаме с праматерию, / не крыйта себе, якоже в раи прежде, / ибо, наги видев вы, явися, / да облечет в первую одежду: / Христос явися, всю тварь хотя обновити.
Перевод:
Готовься Завулон, и украшайся Неффалим, / Иордан-река, стань, / прими, ликуя, идущего креститься Владыку. / Радуйся, Адам с праматерью, / не скрывайтесь, как прежде в раю, / ибо увидев вас нагими Он явился, / чтобы облечь в прежнюю одежду. / Христос явился все творение желая обновить.
Кондак предпразднства, глас 4:
Во струях днесь Иорданских быв, Господь / Иоанну вопиет: / не убойся крестити Мя, / спасти бо приидох / Адама первозданнаго.
Перевод:
Стоя в струях Иорданских в сей день, Господь / Иоанну возглашает: / «Не бойся крестить Меня, / ибо Я пришел спасти Адама первозданного!»
***
*
Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп. Серафима Саровского, чудотворца.
Тропарь преподобному Серафиму Саровскому, глас 4:
От юности Христа возлюбил еси, блаженне, / и, Тому Единому работати пламенне вожделев, / непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси, / умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, / избранник возлюблен Божия Матере явился еси. / Сего ради вопием ти: / спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.
Перевод:
От юности ты возлюбил Христа, блаженный / и, Ему Одному служить пламенно возжелав, / непрестанною молитвою и трудом в пустыне подвизался, / и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, / избранником возлюбленным Божией Матери явился. / Потому мы взываем тебе: / «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»
Кондак преподобному Серафиму Саровскому, глас 2:
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне, / в Саровскую обитель вселился еси / и, тамо ангельски пожив, / многим путь был еси ко спасению, / сего ради и Христос тебе, отче Серафиме, прослави / и даром исцелений и чудес обогати. / Темже вопием ти: / радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.
Перевод:
Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, / в Саровскую обитель ты вселился / и, там ангельски пожив, / стал для многих путем ко спасению. / Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил / и даром исцелений и чудес обогатил. / Потому мы взываем тебе: / «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»
*******
*****
***
*
15 января в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади была совершена Божественная литургия и отслужен молебен.
После окончания богослужения настоятель храма прот. Михаил Подолей обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодняшний день вобрал в себя три праздника: воскресенье – воспоминание о Воскресении Христовом, препдпразднство Богоявления и память святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
В эти подготовительные дни перед праздником Богоявления Бог дает нам возможность не только посмотреть на свою жизнь, которую мы проводим в грехах. Эта сторона жизни присутствует у каждого человека, поэтому нам необходимо покаяние. Но еще мы можем посмотреть на ту возможность, которую дарует нам сам Господь: покаяние, очищение, изменение жизни – вот важнейшая тема, которая будет постоянно присутствовать в эти дни. Нам будут представлены примеры и в крещении Иоанном Крестителем тех людей, которые приходили к нему на Иордан, и в его проповеди, которую он обращал к людям всех званий, всех сословий – ко всем (Мф. 3:13-17; Мк. 1:1-8; Лк. 3:1-18; Ин. 1:19-20). Часто люди отговариваются от посещения храма, богослужений, от того, чтобы помочь церкви, тем, что они работают, что они заняты или что у них какой-то особый статус. Но все эти отговорки разбиваются о слова проповеди Иоанна Кресителя о том, чтобы мы не бежали от наказания, которое может последовать за нашу жизнь, а чтобы мы эту жизнь нашу освящали Божией благодатию и Таинствами Церкви, которыми мы можем жить, приступая к ним с верою и благоговением.
Сегодня день преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, одного из самых любимых и почитаемых святых нашей Русской Православной Церкви. Я очень хорошо запомнил этот момент 1991 года, когда были обретены мощи преподобного здесь, в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе, который тогда еще был Музеем религии и атеизма. Это было Божие чудо. Обретение мощей преподобного вызвало огромный духовный подъем среди верующих. Нам, семинаристам, надо было срочно, за один вечер, подготовиться к крестному ходу для сопровождения святых мощей от Казанского собора в Алексанро-Невскую лавру, а через некоторое время их Алексанро-Невскую лавры к Московскому вокзалу и затем – в Москву. Так Господь сподобил два раза провожать Серафима Саровского. Крестный ход из Лавры к Московскому вокзалу возглавлял Святейший Патриарх Московский и Вся Руси Алексий II. Весь Старо-Невский проспект был заполнен людьми. Сейчас возобновили Крестный ход 12 сентября в честь перенесения мощей святого благоверного Александра Невского, но его с каждым годом все дольше и дольше готовят, я бы сказал, катастрофически долго. Оказывается, очень трудно собрать людей. А тогда все было подготовлено очень быстро. Я говорю об этом, потому что время проходит, время наших возможностей – и физических, и духовных – оно тоже ограничено, поэтому надо успевать делать то, что важно, то, что необходимо для спасения души каждого из нас. Не бесконечно время на земле.
Вспоминается и то, как из Елоховского Богоявленского собора, который был тогда патриаршим, перевозили мощи преподобного Серафима уже в Дивеево, в обитель, где они и сейчас покоятся. Проводить святые мощи пришло около 500 тысяч человек. Собор находится на возвышенности, а внизу – бесконечный поток людей. И, когда запели пасхальные песнопения, все вспомнили пророчество преподобного Серафима Саровского, что летом запоют Пасху.
Сейчас Дивеево, где покоятся мощи преподобного Серафима Саровского, и Саров практически полностью восстановлены. Восстановлена обитель, где жил преподобный Серафим, где он служил, куда к нему приходили люди. А Дивеево сейчас – как «Вселенская» лавра. Там проживает большое количество монахинь. Это одно из самых посещаемых мест в России. Кто-то имеет возможность жить в Дивеево, рядом с монастырем. Кто-то может несколько раз или только однажды посетить эту обитель и потом всю жизнь возвращаются туда мысленно, потому что преподобный Серафим был богат духовными дарами при жизни, и сейчас он раздает нам эти дары – любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. Эти дары – плоды Духа Святого, о которых мы сегодня слышали в послании апостола Павла к Галатам (Гал. 5:22). И преподобный Серафим продолжает нам их раздавать. А мы должны быть достойными этих даров и достойными тех молитв, которые он возносит за нас.
Всем, кто не бывал в Дивеево, желаю хотя бы один раз побывать там и насладиться этим местом, увидеть, как преобразилось оно. В советское время все там было серое, хмурое. А сейчас, подъезжая к Дивеевскому монастырю чувствуешь благодать Божию, видишь, что все восстановлено. Все очень красиво, все очень достойно – так, как нужно для нашей России. Восстановлены все храмы и построены новые. Это не просто история или дань традиции – это наша с вами жизнь. И как мы ее устроим и проживем, так и будет.
Всех вас поздравляю с воскресным днем, с днем памяти преподобного Серафима Саровского. Пусть Господь укрепит нас в наших добрых делах и сохранит нас от всякого зла. Аминь».