В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади была совершена Божественная литургия.
После Апостольского и Евангельского чтения настоятель храма прот. Михаил Подолей обратился к прихожанам с пастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня день, когда мы прославляем Воскресение Христово. Кроме того, сегодня отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. И еще одно название сегодняшнего дня — неделя перед Воздвижением Честнаго Животворящаго Креста Господня. Все эти темы отражены в богослужебных текстах, а также в чтении Апостола и Евангелия. Мне хочется обратить ваше внимание на рядовое чтение из Апостола. Отрывок из послания апостола Павла к Коринфянам (2 Кор. 170 зач. I, 21-II, 4 и из Евангелия (Мф. 89 зач., XXII, 1-14) — притча о званных на пир и призванных.
В апостольском чтении говорится об особом случае, который легко понять в контексте его послания и зная его служение. Он всегда проявлял особое внимание к христианским общинам, куда бы он не приходил, к тем, кому он обращался в письмах, кого он наставлял. Эту заботу мы видим и в послании к христианам Коринфа. Мы знаем, что у него была возможность радоваться о них, об их успехах, о том, что они твердо стоят в правой вере. Но были моменты, которые тревожили апостола. Дав наставления, указав правильное направление коринфским христианам, апостол Павел не торопит их, не давит, но терпеливо ждет результата: он хочет, чтобы в общине наступил мир, чтобы люди сами понимали и принимали все от Господа. Апостол медлит, не спешит к ним прийти, чтобы дать им время самим разобраться в ситуации. В коринфской общине разбирался очень нехороший инцидент — кровосмесительство. По словам апостола, такой грех даже у язычников не встречается. Отлучение человека, повинного в этом грехе, от Церкви и его возвращение в лоно Церкви — это все было чрезвычайно важно для апостола Павла. Насколько Церковь может снисходительно относиться к грехам человека, и как долго может длиться наказание? В учении Церкви, в святоотеческой литературе мы находим мысли о том, что и то и другое может быть использовано врагом рода человеческого, который радуется, когда ему удается склонить человека ко греху и когда согрешивший получает наказание. Если человек впадает в отчаяние от совершенного им греха, он может потерять веру. Это большой ущерб для Церкви. Мы должны понимать, что человек принадлежит Богу, а значит — должен принадлежать Церкви, поэтому заботливое отношение к человеку согрешившему у апостола Павла встречается часто. Надо обязательно вернуть человека в лоно Церкви. По-другому нельзя, чтобы не было обрадования врагу рода человеческого. Наказание за грех должно быть умеренным, но и снисхождение должно иметь свои границы. Это очень важно для понимания того, как Церковь заботится о согрешившем человеке. Надо, чтобы он понимал свое падение и каялся, но при этом не был навсегда отлучен от Церкви. Если человек отлучен от Церкви, он отлучен от Бога, от самой жизни, которая в Боге.
Сегодняшнее апостольское чтение для нас является разъяснением христианского вероучения о нашей жизни, об отношении человека к Богу, об отношении Церкви к грешнику; разъяснением того, из чего состоит наша жизнь.
Теперь обратимся к Евангельскому чтению. Пир, устроенный царем в честь брака своего сына — это образ Церкви Христовой. На этот пир Богом созываются все люди. Эту притчу мы можем разделить на два эпизода. Первый посвящен званным на пир. Это религиозные учители израильского народа, которые под разными предлогами отказались прийти на этот пир. При этом они считали, что только они понимают Закон и что они должны первыми войти в Царство Мессии. Но именно это они и проглядели, именно это они и пропустили. Вместо них были призваны те, кого они считали невеждами, которые только через них, книжников и мудрецов, могли воспринимать Закон и учение о Боге.
Второй эпизод связан с тем, что один человек пришел на пир в неподобающей одежде. Это говорит нам о том, что мы должны, отвечая на призыв Господа, готовиться для участия в Трапезе Господней, обогащать свою жизнь добродетелями.
Обратим внимание на то, что остановило тех, кто был зван на пир в первую очередь. Это не то, что они не поняли чего-то, не то, что они сочли себя недостойными ответить на призыв и разделить общую радость. Это глубокая духовная ущербность человека, когда он остается сам с собой, со своими, как ему кажется, радостями, которые чаще всего оборачиваются проблемами. Приобретение собственности, брак, работа — обычные житейские заботы — как часто они отделяют нас от Бога. Все это — и собственность, и свобода — важны в нашей жизни, поэтому их охраняет государство. Но эта притча учит иному — духовному пониманию ценностей. Подумайте, чем, какой собственностью мы обладаем стопроцентно здесь, на земле. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Ты владелец одной только собственности — благочестия; всего прочего ты лишишься, хотя бы и не хотел; только для поддержания жизни все мы получаем имение и притом только в пользование им; каждый, собрав плоды, уходит, унося из жизни краткую память». Продолжая мысль святителя, можно сказать, что все материальное, чем мы владеем на земле, на земле и останется после нашей смерти. В жизнь вечную мы возьмем только благочестие, если оно у нас есть.
Мы можем по-разному толковать эту притчу, много думать о ее смыслах. Спрашивать, как же получилось, что званные на пир, самые близкие к Богу люди, которых Он Сам избрал не пришли, а пришли какие-то другие, разные, может быть, злые. Пришли и сели за стол, приготовленный для других. Но все это не будет иметь значения, если мы не прислушаемся к Иоанну Златоусту и не поймем, что мы ничем не можем по-настоящему богатеть ничем, кроме того, чем мы богатеем в Бога, для жизни с Богом.
Хотелось бы закончить сегодняшнюю проповедь словами преподобного Иоанна Кассиана Римлянина: «Случай к спасению, как известно, различным образом устраивает Сам Бог, но с большею или меньшею готовностью подчиниться сим посылаемым от Бога случаям зависит о нас». Аминь».