8/21 сентября — Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
«Дева-Матерь является как бы единственной границей между тварью и несотворенным Божеским естеством. И все видящие Бога познают и Ее – как место Невместимого. И все видящие Бога воспоют и Ее после Бога. Она – причина и бывших прежде Нее благословений и даров человеческому роду, и Подательница настоящих, и Ходатаица вечных. Она – основание пророков, начало апостолов, утверждение мучеников, фундамент учителей. Она – слава сущих на земле, радость сущих на небе, украшение всего создания. Она – начало, источник и корень уготованной нам на небесах надежды, которую да сподобимся все мы получить по Ее молитвам о нас, во славу Рожденного прежде веков от Отца и в последнее время воплотившегося от Нее Иисуса Христа, Господа нашего» (святитель Григорий Палама).
Тропарь, глас 4
Рождество́ Твое,́ Богоро́дице Де́во, / ра́дость возвести́ всей вселе́нней: / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш, / и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние, / и, упраздни́в смерть, дарова́ нам живо́т ве́чный.
Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш, и, уничтожив проклятие, Он возвратил нам благословение и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.
Кондак, глас 4
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства / и Ада́м и Éва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая, / во святе́м рождестве́ Твое́м. / То пра́зднуют и лю́дие Твои́, / вины́ прегреше́ний изба́вльшеся, / внегда́ зва́ти Ти: / непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от гибели смертной святым Твоим рождением, Пречистая. Его празднует и народ Твой, избавившийся от тяготы греховной, Тебе восклицая: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»
Величание
Велича́ем Тя, / Пресвята́я Де́во, / и чтим святы́х Твои́х роди́телей, / и всесла́вное сла́вим / рождество́ Твое́.
Величаем Тебя, Пречистая Дева, и почитаем святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.
В честь праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади накануне вечером было совершено Всенощное бдение, а сам день праздника — Божественная литургия.
Настоятель храма прот. Михаил Подолей обратился к прихожанам с пастырским словом:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня праздник из числа двунадесятых и первый в новом церковном году — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь вводит нас в этот мир духовный и радостный: прославляется величайшее событие в истории Церкви и всего мира. Рождение у престарелых родителей Иоакима и Анны дитя показало на этом этапе особое Божие благоволение к человеку. Господь, почивающий на херувимах и на небесах, приуготовляет Себе жилище и место на земле. Именно пресвятая Богородица стала непосредственной участницей тайны Боговоплощения. Сразу после грехопадения Господь обещает человеку, что семя жены сотрет главу змия, то есть дьявола, который выступил впервые против человека в образе змия. В этом Ее заслуга перед историей человечества. Божия Матерь показала нам такую красоту человеческой жизни, в которой не было ни житейской мелочности, ни суетности — всего того, что не только не приближает человека к Богу, но, напротив, закрывает от него самое важное, самое необходимое и очевидное. Человек в суете забывает встать на молитву, забывает о том, кому должен был помочь. Излишня суетность говорит не об энергичности и деятельности, а его недоверии к Богу; о том, что человек больше рассчитывает на себя, на свои действия, которые не приносят никакой пользы ему. Божия Матерь более других сохранила в Себе великое украшение человеческой души — смирение. Именно этим она выделялась из всех живущих тогда на земле. Не своим происхождением, хотя и это у Нее было, не своим избранничеством, хотя и это у Нее было, а кротостью и смирением. В этом чистом душевном состоянии Она получала самое необходимое. Как мы знаем, Пречистая Дева в трехлетнем возрасте была приведена в Храм на воспитание. На иконе Введения во храм Пресвятой Девы часто изображается ангел, подающий Ей пищу. Это не только обычная физическая пища для насыщения тела, что тоже могло быть: так Господь чудесным образом насыщал пророка Илию, когда ему ворон носил ему пищу, и много других примеров в Священной истории. Но это еще и духовное насыщение. Важно и то, что в этой чистой душе не было преграды между ней и Богом. Пример, который нам показан в лице Божией Матери, очень необходим, дорогие братья и сестры. Сегодняшний праздник нам показывает, что человек без Бога бесплоден, он не может принести никаких добрых плодов. Часто из уст святых отцов, подвижников веры можно было слышать, что без Бога доброе дело перестает быть добрым.
Богослужение сегодняшнего праздника передает не только его историю, все то, что приуготовляло Рождество Богородицы, все то, что явилось в этом событии. С рождением Пресвятой Богородицы от Ее праведных родителей, у которых долго не было детей, отнялось поношение со стороны их соплеменников, которые считали, что бесчадие свидетельствует об отсутствии Божиего благословения. В богослужебных текстах мы находим образ бесчадия как бесплодия человеческого рода. Не было плода духовного, не было плода достойного, который человек должен был и мог принести Богу ради своего спасения. Разрешение бесплодия родителей Пресвятой Богородицы — это еще и разрешение духовного бесплодия человеческого рода: родилась та, через которую приходит Бог в мир, появилась готовность человека принять Бога.
Пусть этот праздник напоминает нам не только об этом радостном событии, которое принесло радость всему миру, как Церковь воспевает, но еще и о том, что мы без Бога, без благодатной Божией помощи, без покрова Божией Матери не можем приносить никаких добрых плодов. Будем всегда к Ней обращаться, чтобы Она защищала нас от всякого зла, помогала нам в добрых делах и всегда ограждала нас от того, что человеку часто вредит, и просвещала сердце наше для доброго делания, для жизни в Боге и для нашего спасения. Аминь.
Еще, дорогие братья и сестры, хочу сказать вам: то, что вы сегодня имели возможность быть в храме на праздничном богослужении, — это великая милость Божия к вам. Вы должны за нее благодарить Бога и молиться не только за себя, но и за тех, кто духовно с нами, но по тем или иным причинам не смог прийти в храм, и за тех кто еще находится вне храма, вне церковной жизни».
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.