Главная » Красносельское благочиние » Празднование Всемилостивого Спаса

Празднование Всемилостивого Спаса

1/14 августа – начало Успенского поста, который начинается праздником Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящих Древ Животворящего Креста Господня. В Константинополе издревле утвердился обычай в августе износить из царской сокровищницы Животворящий Крест Господень. Крест полагали на Божественной литургии в храме в честь Святой Софии-Премудрости Божией. После этого до Успения Пресвятой Богородицы Крест носили по городу, творя литии и предлагая народу для поклонения. Делалось это для освящения мест и предотвращения болезней.

В Русской Православной Церкви этот праздник соединяется с воспоминанием о Крещении Руси в 988 году.

В этот же день установлено Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице и Пресвятой Богородице, установленный в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских булгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

В Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту и малое освящение воды, а также освящение меда нового сбора.

Также в этот день празднуется память семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и их учителя Елеазара. Кроме того, в этом году 14 августа – воскресный день, когда вспоминается Воскресение Христово.

Тропари и кондаки дня

Тропарь воскресный, глас 7.

Разруши́л еси́ Кресто́м Твои́м сме́рть, / отве́рзл еси́ разбо́йнику рай, / мироно́сицам плач преложи́л еси́, / и апо́столом пропове́дати повеле́л еси́, / я́ко воскре́сл еси́, Христе́ Бо́же, / да́руяй ми́рови / ве́лию ми́лость.

Богородичен, глас 7.

Я́ко на́шего воскресе́ния сокро́вище,/ на Тя наде́ющияся, Всепе́тая,/ от ро́ва и глубины́ прегреше́ний возведи́;/ Ты бо пови́нныя греху́ спасла́ еси́,/ ро́ждшая Спасе́ние на́ше; / Я́же пре́жде рождества́ Де́ва, и в рождестве́ Де́ва,/ и по рождестве́ паки пребыва́еши Де́ва.

Кондак, глас 7.

Не ктому́ держа́ва сме́ртная/ возмо́жет держа́ти челове́ки:/ Христо́с бо сни́де, сокруша́я и разоря́я си́лы ея́;/ связуе́м быва́ет ад,/ проро́цы согла́сно ра́дуются,/ предста́, глаго́люще, Спас су́щим в ве́ре:/ изыди́те, ве́рнии, в воскре́сение.

Семи мучеников Маккавеев. Тропарь, глас 1.

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,/ Человеколю́бче, мо́лимся.

Кондак святых, глас 2.

Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся/ спасти́ся почита́ющим вас.

Кондак Кресту, глас 4.

Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на супоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра/ непобеди́мую побе́ду.

Тропари, глас 6.

Ны́не наста́ вре́мя, всех освяща́ющее,/ и пра́ведный нас ждет Судия́,/ но обрати́ся, душе́, к покая́нию,/ я́ко блудни́ца, зову́щи со слеза́ми:/ Го́споди, поми́луй мя.

Вода́ми одожди́вый, Христе́, исто́чник исцеле́ний,/ во всечестне́м хра́ме Де́вы днесь/ Твоего́ благослове́ния окропле́нием/ отгоне́ши неду́ги немощству́ющих,/ Врачу́ душ и теле́с на́ших. Де́ва родила́ еси́ Неискусобра́чная/ и Де́ва пребыла́ еси́, Ма́ти Безневе́стная,/ Богоро́дице Мари́е,/ Христа́ Бо́га на́шего моли́ спасти́ся нам.

Пресвята́я Богоро́дице Де́во,/ рук на́ших дела́ испра́ви/ и проще́ние прегреше́ний на́ших испроси́,/ внегда́ пе́ти нам а́нгельское пе́ние: Святы́й Бо́же,/ Святы́й Кре́пкий,/ Святы́й Безсме́ртный,/ поми́луй нас. Трижды.

Тропарь, глас 2.

Твои́х даро́в досто́йны нас сотвори́, Богоро́дице Де́во,/ презира́ющи согреше́ния на́ша/ и подаю́щи исцеле́ния/ ве́рою прие́млющим благослове́ние Твое́, Пречи́стая.

Всемилостивому Спасу. Тропарь, глас 8.

С Вы́шних призира́я, убо́гия прие́мля, / посети́ нас озло́бленныя грехи́, Влады́ко Всеми́лостиве: / моли́твами Богоро́дицы да́руй душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4.

Вся́кия скве́рны, Всеми́лостивый Спа́се, аз бых де́латель,/ и во отча́яния ров впа́дся,/ но стеню́ от се́рдца, и вопию́ к Тебе́, Сло́ве,/ ускори́, Ще́дрый, и потщи́ся на по́мощь на́шу,/ я́ко Ми́лостив.

***

В церкви святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади вечером накануне праздника было совершено Всенощное бдение. На Утрене, после Великого Славословия, был совершен вынос Креста с поклонением по чину Крестопоклонной недели Великого поста. 14 августа была совершена Божественная литургия.

Разъясняя смысл апостольского и евангельского чтения дня, настоятель храма прот. Михаил Подолей сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы с вами слышали послание апостола Павла к Коринфянам (Кор. 1, 10-18). Оно учит нас тому, чтобы были объединены одним духом и одной мыслю. До апостола Павла дошло известие, что в Коринфской общине есть разделение, появились разные направления. Одни называют себя Петровы, другие говорят, что они Аполлосовы, третьи — что они Павловы, четвертые — что они Христовы. Сегодня мы можем лишь предполагать, какой внутренней жизнью жили эти партии. Первые, приверженцы Закона, прикрывались именем апостола Петра. Последователи Аполлоса интересовались философией, заимствованной в Александрии. Некоторые придерживались того, что восприняли от апостола Павла. Те же, кто считал себя выше других, называли себя Христовыми. Такое положение дел очень

беспокоило апостола Павла, потому что в этом разделении извращается само учение Христово. «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» — спрашивает их апостол (Кор., 1, 13). Все апостолы проповедовали Евангелие — весть о Христе — о распятом и воскресшем, в Которого крестились уверовавшие.

Сегодняшнее апостольское чтение напоминает нам о великой и священной заповеди христианской — о взаимном мире и единодушии. Мы должны искать мира, жить в единодушии. Надо понимать: исполнение этой заповеди не может заменить никакая другая добродетель или иной подвиг. Как же достичь такого душевного состояния? Святая Церковь, святые отцы и подвижники учат нас: чтобы пребывать в мире и дорожить этим миром для другого человека, надо понимать, что корнями разногласий являются самолюбие и гордость. Разделения и разногласия не будут иметь такой силы, если каждый человек будет считать себя худшим из всех людей, смирять себя.

Нам надо научиться еще очень многому, воспринимая как лекарство совет: всем обо всем говорить только благое, только доброе. Если мы еще не умеем не раздражаться в сердце своем, то должны воздерживать хотя бы язык. Тогда мы почувствуем, в чем ценность мира, единодушия, единомыслия в нашей церковной жизни.

Мы сегодня слышали Евангельское чтение (Мф. 14, 14-22). В нем говорится о насыщении Господом нашим Иисусом Христом пятью хлебами и двумя рыбами более 5 тыс. человек. Евангелие говорит нам не только о чуде, в котором из малого количества хлебов и рыб

получилось большое количество и этим смогли насытиться более 5 тыс. собравшихся. Если мы будем внимательны, будем прислушиваться к тому, чему нас учат святые отцы, то станет ясно, что это Евангельское чтение говорит нам еще и о том, какая великая сила заключена в Слове Божием. Эта великая сила могла бы двигать нами, могла бы всегда пребывать в нас, руководить нами. И нам было бы значительно легче жить в этом мире, трудиться, мы видели бы нашу жизнь по-другому.

Посмотрим еще раз, о чем рассказывается в этом Евангельском чтении. Люди пошли за Господом, просто потому что жаждали увидеть Его, услышать Слово Божие и насладиться этим словом, поэтому они ничего не взяли с собой. Насыщение пятью хлебами народа в пустыне может служить образом того, как наш Бог, Отец наш Небесный непрестанно поддерживает бытие и силы всех живущих. Тот, кто может наслаждаться Словом Господним и имеет Его в своем сердце как самое драгоценное сокровище, получает от Господа пищу для души и для тела.

Господь говорит, казалось бы, странные слова свои ученикам, когда те напоминают Ему, что собравшихся много, время уже позднее, место пустынное, люди голодны; надо бы отпустить их в ближайшее селение, чтобы они могли приобрести себе пропитание. «Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дадите им есть» (Мф., 14: 16). Странные слова. Разве Господь не знал, что у них мало еды? Господь хочет научить нас доверять Ему, хочет, чтобы мы, пребывая с Ним, чувствовали себя полноценными во всех отношениях; чтобы мы не искали ничего вне Господа и не думали, что нам чего-то

недостает в нашем духовном бытии, в нашей жизни; чтобы мы чувствовали, что наша жизнь исполнена благодатью Божией, что в тех дарах, которыми Он нас наделяет, не может быть недостатка. Человеку, пребывающему в Господе, не нужно ничего искать. Аминь».

После Божественной литургии на первом этаже стоящегося храма в честь Спаса Всемилостивого был отслужен водосвятный молебен и освящен мед нового сбора.

Настоятель храма прот. Михаил обратился к собравшимся с пастырским словом:

«Дорогие братья и сестры!

Сейчас мы молимся на первом этаже нашего нового храма во имя Спаса Всемилостивого. С особым чувством, дорогие братья и сестры, я переступаю пока еще не очень высокий порог этого храма всякий раз, когда прихожу сюда. Казалось бы, меня здесь многое должно не устраивать: что-то сделано не совсем правильно, строительство идет не так быстро, как хотелось бы. Но при этом есть много людей, добрых отзывчивых, которые не отворачиваются, когда я говорю с ними о наших проблемах.

Может показаться странным, но я иногда прихожу сюда отдыхать. В нашем маленьком храме, обжитом и украшенном, для которого сделано все, что можно сделать, должно быть спокойнее. Но почему-то меня тянет сюда. Здесь, когда никого нет, я успокаиваюсь. Тишина благотворно действует на мою душу. Почему я об этом говорю вам, дорогие братья и сестры? Все те, кто захочет с нами терпеть, все те, кто захочет с нами ждать, кто сможет

с нами молиться, будут чувствовать то же успокоение и такую же духовную радость от того, что Господь учит нас радоваться и духовно совершенствоваться не только на внешних достижениях. Всем нам хотелось бы, чтобы это было именно так, чтобы были видимы наши достижения. Но чаще Господь учит нас на терпении и на смирении. Чем больше мы научимся внутреннему усовершенствованию, терпя и смиряясь, тем больше Господь прославит нас внешне.

Сегодня великий день, в котором соединились четыре праздника — воскресный день, Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также память семи мучеников Маккавеев, их матери Соломонии и их учителя Елеазара. И я бы хотел всем нам пожелать духовного совершенствования в смирении и терпении.

И, пожалуйста, будьте внимательны ко всему, что говорят вам в Церкви — во всех, даже мелких вопросах, казалось бы, не очень важных для спасения. Но они важны для вашего душевного здоровья, а значит, и для вашего спасения.

Всем вам желаю мира, о котором апостол Павел просил христиан в Коринфе, как вы слышали в сегодняшнем апостольском чтении. Желаю всем нам единодушия в основных вопросах нашего спасения. Желаю сил, крепости духа, чтобы терпеть и смиряться до тех пор, пока Господь от нас этого хочет».