На Кресте пригвоздився, и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш.
(Последование утрени пятницы
Страстной седмицы Великого Поста)
Он уязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Книга Исайи (53:5)
В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает самое трагическое событие человеческой истории, — распятие и смерть Господа Иисуса Христа. Подходит к концу земная жизнь Иисуса Христа. Сын Божий добровольно восходит на Крест ради спасения всего человечества. В этот великий день исполняются ветхозаветные пророчества об искуплении Спасителем всего падшего человеческого рода.
События Великой Пятницы отражены в церковных богослужениях этого дня. Мы как будто стоим на Голгофе у подножия Креста Христова и видим спасительные страдания Господни.
Богослужения Страстной пятницы начинаются в четверг вечером. На утрени Великого Четверга читаются двенадцать Евангелий, в которых подробно повествуется о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери и заканчивая Его погребением. Чтение страстных Евангелий сопровождается пением хора: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Этими словами мы прославляем великое долготерпение Спасителя во время Его страданий за наши грехи. Но страшней телесных мук была боль Христа за людей, предавших на смерть Своего Творца. Так безутешно скорбит отец, глядя на свое заблудшее и неразумное чадо, которое все сильнее и сильнее
ввергает себя в погибель. И, как отец не может остаться равнодушным к несчастью отвергшего его сына, так и Христос, претерпевая крестные муки, молит Своего Небесного Отца простить Его мучителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». Этими словами Господь являет великую любовь, стяжать которую он завещал Своим ученикам и последователям.
«Был час третий, и распяли Его, — повествует Святое Евангелие. — И была надпись вины Его: Царь Иудейский».
«От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. И померкло солнце, и завеса в храме разодралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух».
Свершилось немыслимое для Ангелов и человеков. Предвечный Бог, Владыка и Творец мира, умирает на Кресте, чтобы спасти свое любимое создание — человека.
Смерть и погребение Сына Божия Святая Церковь поминает особым богослужением. В третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в храмах совершается особый чин — Погребение Спасителя. Во время этого богослужения священнослужители из алтаря выносят плащаницу и возлагают в центре храма для поклонения верующих. Плащаница – плат с изображением умершего Христа. Она символизирует ту плащаницу, в которую Господь был обернут при снятии с Креста и положении во Гроб.
Поклоняясь Живоносному Гробу Господню, мы благодарим Спасителя за совершенный Им искупительный подвиг, прося Его о том, чтобы Он покрыл Своим милосердием все наши прегрешения и сподобил нас великой радости — встретить светлый праздник Пасхи Христовой.
Песнопения из службы утрени Великой Пятницы
Антифон 15, глас 6
Дне́сь виси́т на дре́ве, И́же на вода́х зе́млю пове́сивый: венце́м от те́рния облага́ется, И́же А́нгелов Ца́рь: в ло́жную багряни́цу облача́ется, одева́яй не́бо о́блаки: зауше́ние прия́т, И́же во Иорда́не
свободи́вый Ада́ма: гвоздьми́ пригвозди́ся Жени́х Церко́вный: копие́м прободе́ся Сы́н Де́вы. Покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́: покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́: покланя́емся Страсте́м Твои́м, Христе́, покажи́ на́м и сла́вное Твое́ Воскресе́ние.
Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощёчины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьём пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое.
В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского богослужения Великой Пятницы прошли при большом стечении народа. Несмотря на тесноту, ставшую для прихожан маленького храма привычной, богослужения прошли очень торжественно, с большим молитвенным подъемом.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.