Шестое воскресенье Великого поста есть великий двунадесятый праздник, в который празднуется торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот праздник иначе называется Вербным воскресеньем, Неделей Ваий, или Цветоносной. На всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово», а читается 50-й псалом, и освящаются молитвой и окроплением святой водой распускающиеся ветви вербы, цветы. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресеньем», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Во время богослужения люди стоят с этими ветвями и зажженными свечами — это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти.
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Светлого Христова Воскресения. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как Мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря.
Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».
Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.
Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «Дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.
Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресенье Великого поста и воспевает:
Тропарь, глас 1-й:
Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, Победителю смерти вопием: осанна в вышних, Благословен Грядый во имя Господне.
Кондак, глас 6-й:
На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.
В храме святого праведного Иоанна Кронштадтского на Кронштадтской площади вечером накануне праздника было свершено Всенощное бдение с чином освящения ваий — в воспоминание о том, что жители Иерусалима встречали Спасителя с пальмовыми ветвями в руках.
В воскресенье была отслужена Божественная литургия.
После богослужения состоялась благотворительная ярмарка, средства от которой идут на строительство нового храма. Кроме того, среди прихожан распространялся журнал «Детская миссия» Отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Пожертвования, собранные во время этой акции, пойдут на поддержание детей-сирот.
В этот же день учащиеся нашей воскресной школы приняли участие в детском Крестном ходе вокруг Исаакиевского собора. Детский Крестный ход традиционно совершается в день Входа Господня в Иерусалим. В этом году в нем участвовали около 2000 воспитанников православных гимназий и воскресных школ.
В канун Недели 6-й Великого поста, ваий (Вербного воскресенья), 23 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в Троице-Сергиевой пустыни.
За богослужением игумен Николай (Парамонов) возведен в сан архимандрита. Протоиереи Павел Феер и Иоанн Цьолка удостоены права служения с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш». Протоиереи Валерий Дорохов, Валерий Швецов, Александр Покрамович удостоены права ношения митры. Протоиереи Михаил Подолей и Сергий Чалых удостоены права ношения креста с украшениями. Иерей Илиан Лаврентьев возведен в сан протоиерея. Диакон Павел Шуклин возведен в сан протодиакона. Диакон Константин Подолей удостоен права ношения двойного ораря.
Митрополит Варсонофий совершил чин освящения ваий. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом.
Троице-Сергиева пустынь была основана в 1732 году архимандритом Варлаамом (Высоцким), настоятелем одноименной лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был отец Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской. Расцвет пустыни начался в 1834 году, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Монастырь в 1920-е годы был закрыт, в корпусах много лет располагалась школа милиции. Часть зданий была уничтожена, часть — сильно переделана. В праздник Введения Пресвятой Богородицы 1993 года в переданном верующим Троице-Сергиевом храме состоялась первая служба. Восстановление монастыря продолжается по сей день.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.