БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДЕВЫ МАРИИ
празднуется Святой Православной Церковью 25 марта (7 апреля нового стиля)
Тропарь праздника (глас 4)
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ
Установление праздника принадлежит самой глубокой древности. Празднование Благовещения известно уже в III веке (См.: Слово святого Григория Чудотворца на Благовещение). В своих беседах святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин называют Благовещение древним и обычным церковным праздником. В течение V-VIII вв., вследствие появления ересей, уничижавших Лицо Богоматери, праздник особенно был возвеличен в Церкви. В VIII в. святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью.
Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых великих праздников. Слово «благовещение» означает «добрая, радостная весть», «весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти». В этот день Православная Церковь воспоминает и прославляет события, описанное в Евангелии от Луки (Лк.1:26-38).
Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание и, войдя, сказал Ей: «Радуйся, Благодатная! (то есть исполненная Благодати Божией – даров Святого Духа)
Мария смутилась от слов Ангела, и думала что значит это приветствие?
Ангел же продолжал говорить Ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и царству Его не будет конца».
Мария в недоумении спросила Ангела: «Как это будет, когда Я мужа не знаю?»
Ангел ответил Ей, что все это совершится силой всемогущего Бога: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
Тогда Мария со смирением сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
И Архангел Гавриил отошел от Нее.
Это великое таинство Боговоплощения в начале не было известно даже Ангелам и, будучи соблюдаемым прежде всех веков, было доверено одному Архангелу Гавриилу, служителю чуда воплощения, «великому воеводе Невещественных», и он, пришедши в Назарет, поведал об этом Чистой Деве Марии. Благовещением открывается «еже от века таинство», «Совет Превечный» Пресвятой Троицы о Боговоплощении для спасения людей от грехов их. Через Благовещение Ангела становится известным «Совет Вышняго», изначальный и истинный, таинство, прежде веков предопределенное Отцом, проводимое всеведущим Богом, предсказанное пророками, ныне же ставшее явным: Бог (Слово) вочеловечился, приняв плоть от Девы — «во утробу вселися Девичу предочищенную Духом». Человеческому разуму невозможно постичь образ воплощения и рождения во плоти Сына Божия. Но когда угодно Богу, то и необычное и «преславное» удобно совершается и побеждается порядок природы («естества чин»). Бог воплощается неизреченным и непостижимым образом «паче слова и смысла», как Сам знает. В Боговоплощении была явлена высшая степень любви Божией к падшему человеку. Сын Божий воплотился, вочеловечился, чтобы воссоздать человека, исполнить его «всяческия славы», возвратить утерянное Богообщение. Ради этого милосердия и человеколюбивой милости к людям Сын Божий уничижил Себя, ради человека истощил внешние, свойственные Богу величие и славу, смирил Себя, чтобы приблизиться в вочеловечении к Своим падшим сынам. Своим воплощением Бог показал, что любовь есть сущность Его Божественного Бытия, что Он есть любовь. Только безграничная любовь могла побудить Бога сойти к человеку, облечься в «перстность» человеческого тела, воплощением соединиться с человеком, взять на себя грехи всего мира, спасти человека от смерти и соделать сыном Света, способным к бессмертной, вечной жизни в Богообщении.
«Да веселятся небеса, и радуется земля», — восклицает Церковь устами святого песнотворца Иоанна Дамаскина. Поистине, это радость и небесных и земных, ибо с пришествием Христа на землю «нижняя с вышними совокупляются, Адам обновляется» и весь человеческий род, «сень нашего естества становится храмом Божиим, обожаясь Божеством». Вместе с радостью об избавлении, обновлении, воссоздании нашего тленного естества через Боговоплощение, восхваляем и Приснодеву Марию, Которая послужила этой великой тайне. «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою», — приветствует Церковь Богоматерь Архангельским приветствием. Через Боговоплощение совершается спасение, обожение человеческого естества. Послужила же сему таинству Пречистая Дева Мария, которая как совершеннейший и святейший Человек обрела благодать перед Богом — «Еяже никогдаже обрете другая» — и сподобилась быть Материю воплотившегося Бога Слова, «благоволившего Ею избавити человеческое тленное существо». Спасение человека Бог содевает не без человека, не без его соучастия в спасении, как богочеловеческом деле. И в лице Богоматери, Которая показала величайшую святость, глубочайшее смирение перед Богом, перед тайной воплощения, как бы сама тварь добровольно принимает участие в богочеловеческом деле спасения. Поэтому в богослужении Благовещения вместе с Архангельским «Радуйся», Церковь, обращаясь к Богоматери, послужившей тайне Боговоплощения, взывает: «Радуйся, Еюже радость возсияет: Радуйся, Еюже клятва исчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание: Радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, утробо Божественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь: Радуйся, Невесто Неневестная».
Дорогие братья и сестры! Да коснется каждого из вас безграничная любовь Творца, да исполнятся ваши сердца радостью о благой вести, да утвердитесь вы в надежде о спасении обещанном человеку Всевышним Богом! С праздником!