Проповедь настоятеля нашего храма.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Милостию Божией, дорогие братья и сестры, мы дожили до того времени, которое называется в церковном богослужебном году подготовительным периодом к Святой Четыредесятнице. Сегодня первое воскресенье этого периода неделя о мытаре и фарисее. Достаточно хорошо известна нам притча Господа нашего Иисуса Христа о том, как два человека пришли в храм помолиться: фарисей и мытарь. И говорится об их состоянии душевном; о том, как молился фарисей, благодарил Бога за то, что он не такой как другие люди, что он исполняет все то, что предписано законом; и другой человек молился смиренно, как сказано «ударяя себя в грудь» (отрывок из Евангелия от Луки, 18, 13), проявляя такое особое покаянное чувство: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!» (отрывок из Евангелия от Луки, 18, 13) И сказано, что вот этот последний вышел из храма более оправданным. Так кратко определяется их оценка. Это было именно так. И здесь добавлять ничего не следует и не возможно. Сам Господь говорит. Церковь в продолжение темы этой притчи говорит, что фарисей был низведен даже до ада. Здесь нет противоречия между словами Господа и текстами, которые, конечно, были составлены позже и людьми. Но здесь проходит мысль о том, что такое состояние, в каком пребывает фарисей, может погубить все его праведные дела. Фарисейское служение Богу – это одна из проблем человека: можно, что угодно делать правильно, по предписанному, но это – ничто, если состояние души таково, что гордыня закрывает перед человеком возможность видеть свои грехи, смиряться, слушаться, умиляться тому, что Господь по Своей милости дает и грешному человеку возможность. Горделивый человек не будет сравнивать себя со святостью, с чистотой, с праведниками, а будет сравнивать себя другими людьми, находить в них что-нибудь худшее, чем в себе, и этим себя успокаивать. А ведь мы знаем, что Господь призывает нас к совершенной святости: «Будьте совершенны как совершен Отец ваш Небесный!» (отрывок из Евангелия от Матфея, 5, 48) Вот этими словами надо руководствоваться. Для того, чтобы это было понятнее, нужно еще руководствоваться тем, что нам показывают жизни святых. Вот если бы человек сравнивал свой пост, свою чистоту с постом Иоанна Крестителя и с постом таких людей, которые проявляли особую чистоту, твердость и ревность о святости, то, как любой человек, который возвышает себя, он бы понял, что не имеет права на это, и задумался о том, что из себя представляет сам. Хотя, может быть, он делает много и так, как вот этот человек в евангельской притче, но смирение, смиренная молитва — полезнее. Мы должны точно с вами понимать из сегодняшнего Евангелия, что без смиренного осознания своей греховности не может иметь надлежащего значения даже самая высокая внешняя праведность. Святитель Иоанн Златоуст, размышляя на эту тему, говорит, что если человек гордый, то чтобы он не делал, вся жизнь его остается нечистой. Мы должны бояться такого состояния, которое низводит человека до глубин ада. И устремляться духовным взором к смиренной молитве нынешнего мытаря, который сознавал свою греховность, но надеялся только на одно – на милосердие Божие, и получил в очах Бога оправдание за свое смирение.
Аминь!