Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, Святая Церковь наставляет нас чтением Священного Писания. В Апостольском чтении (Еф. 2:4 — 10) мы слышали о тех дарованиях, которые Бог дал роду человеческому Своей благодатью.
Мы должны различать то, что существует и помышляется без благодати, и то, что оживляется, призвано не просто к существованию, а к жизни со смыслом, чтобы наследовать жизнь вечную. Мы должны дать ответ на те дарования, которые мы получаем от Бога. Какие это дарования? Легко запомнить и сориентироваться: Божественное откровение. Мы имеем Священное Писание и Священное Предание. Бог открывает человеку все, что нужно для его спасения. Это и Сама Жертва Искупительная Сына Божия, Которая была принесена за спасение всех людей. И устройство жизни человека в Церкви: пастырство, церковные учителя и все, что в Церкви дается, чтобы руководствоваться в духовной жизни.
Мы не можем сами по себе существовать в Церкви, мы должны быть руководимы. В самом начале Господь призвал к Себе учеников. Им Он преподал все, что нужно для спасения людей, и отправил их учить. Это и есть те главные духовные блага, которые дарованы Богом человеку. На них мы должны отвечать верой, добрыми делами во славу Божию. Есть красивые слова в сегодняшнем Апостоле: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8 – 10). Нам дано все. Но у нас есть и предназначение, есть задачи. Мы созданы во Христе Иисусе для добрых дел.
Как человек может себя измерять и чувствовать, для чего он вообще существует, для чего ему дана жизнь? Каждый по-разному это понимает и чувствует и по-разному отвечает себе на этот вопрос. Но здесь глубина трагедии заключается в том, что люди не ориентируются на то, что Богом открыто, что Богом дано. Сами себе говорят, что их жизнь – это их достояние, и они хотят распоряжаться ею по своему усмотрению. В этом и состоит самая глубокая трагедия человека, когда он себя и свою жизнь понимает таким образом. И с этой трагедией люди живут и осложняют с каждым днем и часом свое положение. На самом деле предназначение человека совсем в другом – жизнь со Христом и наследие вечной жизни в Царствии Небесном.
Обратим внимание и на Евангельское чтение (Лк. 8: 26 — 39). Здесь представлена страшная картина: история человека – Гадаринского бесноватого. В Евангелии от Луки описывается один человек, в Евангелии от Матфея – два человека. Но это не очень важно.
Что следует понимать под беснованием? Физическое вселение бесов в человека независимо от его воли. Это несчастье, которое не подвергается осуждению. Но есть еще беснование нравственного характера, когда человек беснуется, раздражается, гневается, лукавит, живет своими страстями – и это уже губит человека изнутри.
Здесь бесы мучили человека, и он не отвечал за свое состояние. Но бывает так, что человек сам впускает в себя, сам, по сути, призывает в себя беса, ничего не делая для того, чтобы закрыть себя. Храмина души человека не должна быть подобна проходному двору, куда, как через арку без ворот или сломанную калитку, проходит кто хочет. Иногда люди и сами участвуют в этом, выставляя напоказ свое беснование в этом мире. Вот это страшно.
Господь избавит и от одного, и от другого, потому что Он пришел в этом мир для того, чтобы избавить человека от греха, проклятия и смерти. Но желание и участие самого человека здесь необходимо.
Будем бояться и ужасаться даже того, чтобы видеть, когда беснуется какой-то человек. Будем остерегаться и ограждать наше сердце, чтобы никакое зло не коснулось его, чтобы в нем было все заполнено благодатию Божией, чистыми намерениями и желаниями, трудами во славу Божию. Искушения могут не зависеть от человека, они касаются всех. Даже Господа бес искушал. Мы знаем эту историю на все времена. Но если искушения и будут в нашей жизни, пусть они коснутся лишь внешнего человека, но жизнь с Богом, посвящение себя полностью Богу не позволит злу коснуться души и сердца человека. Аминь.