Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, дорогие братья и сестры, Святая Церковь совершает память Московских святителей от святителя Петра, первого митрополита Московского. Именно он перенес главную кафедру Русской Церкви из Владимира в Москву. А до этого он еще именовался Киевским, Владимирским и Московским. Перенос главной Церковной кафедры важен исторически, потому что это событие связано со становлением Московского княжества не только во главе российских земель, но и становления Москвы как первопрестольного града нашей Церкви.
Другие святители, которых мы перечисляли, – митрополиты Алексий, Иона, Патриарх Гермоген и другие – до Патриарха Тихона – все они в списке Московских святителей и все они послужили Богу своими действиями. Эти святители многое предвидели и часто делали для пользы своей Церкви то, что люди не сразу могли понять.
Многие считают, что прежде, чем принять какое-то важное решение, надо узнать мнение всех людей. Но это практически невозможно. Чаще бывает по-другому: кому-то Бог открывает больше, и этот человек берет на себя ответственность за себя, за Церковь, за народ – за все, что происходит. Такими ответственными перед Богом, перед Церковью, перед своим народом были святители Московские. Посмотрим на служение любого из них. Святитель Гермоген совершал свое служение в такое смутное для своего Отечества время. И как его подвиг помог духовно собраться внутренними силами нашему народу! Так бывало во все времена. Вспомним святителя Филиппа. О каждом из них можно говорить с восхищением. Тем, что они сделали, можно восхищаться все время, всю жизнь. Они имели мудрость от Бога, умножали те таланты, которыми их Бог наделил, и совершали свое жертвенное служение.
Сегодня тема жертвенности вновь актуальна. Но она настолько далека от многих людей, если не от большинства! Сама мысль, что нужно жертвовать собой, своей жизнью, всем, что имеем, чужда современному человеку, который озабочен мыслью, что же останется ему, если он чем-то пожертвует.
Как поступит человек, зависит от цели, которую он полагает перед собой, от его устремлений. Если мы хотим получить награду небесную от Бога, то перед нами один путь открывается. Если человек хочет прожить здесь, на земле, рассчитав все, что у него есть, чтобы хватило на всю жизнь, предполагает другой образ жизни, совершенно противоположный тому, если человек стремится к Богу.
Об этом же и сегодняшнее Евангелие, о котором мы начали говорить на исповеди (Мф. 6:31-36). Недостаточно мерить по себе других людей. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», — говорит Господь (Мф. 7:12). Но при этом Он призывает нас к высшему совершенству, чтобы мы, не как грешники пребывали только в своем эгоизме, а чтобы мы получили мзду на Небе. Господь хочет, чтобы мы усовершенствовались и были облагодарствованы настолько, что уже не просто делали то, что положено. Господь хочет, чтобы мы могли превозмогать в себе немощи, чтобы мы могли любить врагов, чтобы мы могли благотворить, могли оказывать помощь, не ожидая в ответ благодарности, и стремились проявлять то милосердие, которым нас милует и которым нас милосердствует Сам Бог, потому что без Него мы ничего собой не представляем.
Взирая на светлые образы святителей Московских, память которых сегодня празднуем, мы должны понимать и различать в себе плотское, немощное и то, что нам открывается и дается как благодатная сила, побеждающая в нас самих все наши немощи, укрепляющая наши силы, чтобы мы могли верой и правдой послужить Богу и ближнему ради своего спасения. Аминь.