Главная » Приходская жизнь » 11/24 сентября — день памяти святой преподобной Феодоры Александрийской (474 — 491)

11/24 сентября — день памяти святой преподобной Феодоры Александрийской (474 — 491)

Святая Церковь совершает память преподобной Феодоры, которая несколько лет подвизалась в мужском монастыре под именем отца Феодора. С изумительным терпением переносила она клевету, изгнание из монастыря, незаслуженное презрение, нищету, труды, лишения. Вновь принятая в монастырь, она там провела много лет в труде, посте и молитве.
***


Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра Алек­сан­дрий­ская и ее муж жи­ли в Алек­сан­дрии. В их се­мье ца­ри­ли лю­бовь и со­гла­сие, и это бы­ло нена­вист­но вра­гу спа­се­ния. По­буж­да­е­мый диа­во­лом, один бо­га­тый че­ло­век пре­льстил­ся кра­со­той мо­ло­дой Фе­о­до­ры и на­чал все­ми спо­со­ба­ми скло­нять ее к пре­лю­бо­де­я­нию, но дол­гое вре­мя не имел успе­ха. То­гда он под­ку­пил жен­щи­ну-свод­ни­цу, ко­то­рая вве­ла в за­блуж­де­ние до­вер­чи­вую Фе­о­до­ру, ска­зав, что грех, со­вер­ша­е­мый но­чью, Бог не вме­ня­ет в ви­ну. Фе­о­до­ра из­ме­ни­ла сво­е­му му­жу, но вско­ре опом­ни­лась и, осо­знав гнус­ность па­де­ния, воз­не­на­ви­де­ла се­бя, нещад­но би­ла се­бя по ли­цу и рва­ла на го­ло­ве во­ло­сы. Со­весть не да­ва­ла ей по­коя, и Фе­о­до­ра от­пра­ви­лась к зна­ко­мой игу­ме­нии и рас­ска­за­ла о со­вер­шен­ном пре­ступ­ле­нии. Игу­ме­ния, ви­дя от­ча­я­ние мо­ло­дой жен­щи­ны, воз­бу­ди­ла в ней ве­ру в Бо­же­ствен­ное про­ще­ние и на­пом­ни­ла еван­гель­скую прит­чу о греш­ни­це, омыв­шей сле­за­ми но­ги Хри­ста и по­лу­чив­шей от Него про­ще­ние сво­их гре­хов. В на­деж­де на ми­ло­сер­дие Бо­жие Фе­о­до­ра ска­за­ла: «Ве­рую Бо­гу мо­е­му и от­ныне не бу­ду со­вер­шать та­ко­го гре­ха, а со­де­ян­ный по­ста­ра­юсь за­гла­дить». В ту же ми­ну­ту пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ре­ши­ла уй­ти в мо­на­стырь, чтобы очи­стить­ся в по­дви­ге и мо­лит­ве. Она тай­но по­ки­ну­ла се­мью и, пе­ре­одев­шись в муж­ской ко­стюм, на­пра­ви­лась к муж­ско­му мо­на­сты­рю, ибо бо­я­лась, что муж най­дет ее в жен­ской оби­те­ли. Игу­мен оби­те­ли не бла­го­сло­вил пу­стить ее да­же во двор, ис­пы­ты­вая твер­дость при­шель­ца. Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра оста­лась но­че­вать у во­рот. Утром она, при­пав к но­гам игу­ме­на, на­зва­лась Фе­о­до­ром из Алек­сан­дрии и про­си­ла оста­вить ее в мо­на­сты­ре для по­ка­я­ния и ино­че­ских по­дви­гов. Ви­дя чи­сто­сер­деч­ное на­ме­ре­ние при­шель­ца, игу­мен со­гла­сил­ся.
Да­же опыт­ные ино­ки удив­ля­лись все­нощ­ным ко­ле­но­пре­кло­нен­ным мо­лит­вам, сми­ре­нию, тер­пе­нию и са­мо­от­вер­же­нию Фе­о­до­ра. Свя­тая под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре во­семь лет. Ее те­ло, неко­гда осквер­нен­ное пре­лю­бо­де­я­ни­ем, ста­ло ви­ди­мым со­су­дом бла­го­да­ти Бо­жи­ей и вме­сти­ли­щем Свя­то­го Ду­ха. Од­на­жды свя­тая бы­ла по­сла­на в Алек­сан­дрию для по­куп­ки хле­ба. Бла­го­слов­ляя ее в путь, игу­мен на­ка­зал в слу­чае за­держ­ки в пу­ти оста­но­вить­ся в со­сед­нем Енат­ском мо­на­сты­ре. В го­сти­ни­це Енат­ско­го мо­на­сты­ря про­жи­ва­ла то­гда дочь игу­ме­на, при­шед­шая на­ве­стить от­ца. Пре­льщен­ная кра­со­той мо­ло­до­го ино­ка, она ста­ла скло­нять пре­по­доб­ную Фе­о­до­ру ко гре­ху лю­бо­де­я­ния, не зная, что пе­ред ней жен­щи­на. Услы­шав от­каз, она со­вер­ши­ла грех с дру­гим го­стем и за­ча­ла. Пре­по­доб­ная же, ку­пив хлеб, воз­вра­ти­лась в свою оби­тель.
Через неко­то­рое вре­мя отец бес­стыд­ной де­ви­цы, за­ме­тив со­вер­шен­ное пре­ступ­ле­ние, стал вы­пы­ты­вать у до­че­ри, кто ее обо­льстил. Де­ви­ца ука­за­ла на Фе­о­до­ра-мо­на­ха. Отец немед­лен­но со­об­щил на­сто­я­те­лю мо­на­сты­ря, в ко­то­ром под­ви­за­лась пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра. Игу­мен при­звал Фе­о­до­ра и рас­ска­зал ему об об­ви­не­нии. Инок твер­до от­ве­тил: «Бог сви­де­тель, я это­го не де­лал», и игу­мен, зная чи­сто­ту и свя­тость жиз­ни Фе­о­до­ра, не по­ве­рил кле­ве­те. Ко­гда лю­бо­дей­ца ро­ди­ла, енат­ские мо­на­хи при­нес­ли мла­ден­ца в мо­на­стырь, где жи­ла по­движ­ни­ца, и ста­ли уко­рять ино­ков в нечи­стой жиз­ни. На этот раз и игу­мен по­ве­рил кле­ве­те и раз­гне­вал­ся на неви­нов­но­го Фе­о­до­ра. Мла­ден­ца вру­чи­ли пре­по­доб­ной и с бес­че­стьем вы­гна­ли ее из мо­на­сты­ря. Фе­о­до­ра сми­рен­но по­ко­ри­лась но­во­му ис­пы­та­нию, усмат­ри­вая в нем ис­куп­ле­ние преж­не­го гре­ха. Она по­се­ли­лась с ре­бен­ком непо­да­ле­ку от оби­те­ли в ша­ла­ше. Пас­ту­хи из жа­ло­сти да­ва­ли мо­ло­ко для мла­ден­ца, а са­ма пре­по­доб­ная пи­та­лась толь­ко ди­ки­ми тра­ва­ми. В те­че­ние се­ми лет, пе­ре­но­ся невзго­ды, свя­тая по­движ­ни­ца на­хо­ди­лась в из­гна­нии. На­ко­нец по прось­бе ино­ков игу­мен поз­во­лил ей воз­вра­тить­ся в мо­на­стырь вме­сте с мла­ден­цем, где она два го­да про­жи­ла в за­тво­ре, по­учая ре­бен­ка стра­ху Бо­жию. Игу­мен оби­те­ли по­лу­чил от Бо­га от­кро­ве­ние, что грех ино­ка Фе­о­до­ра про­щен. Бла­го­дать Бо­жия пре­бы­ва­ла на ино­ке Фе­о­до­ре, и вско­ре все мо­на­хи ста­ли сви­де­те­ля­ми зна­ме­ния, со­вер­шив­ше­го­ся мо­лит­ва­ми по­движ­ни­цы. Од­на­жды в той мест­но­сти во вре­мя за­су­хи пе­ре­сох­ли все ис­точ­ни­ки во­ды. Игу­мен ска­зал бра­тии, что толь­ко Фе­о­дор смо­жет от­вра­тить бед­ствие. При­звав пре­по­доб­ную, игу­мен ве­лел ей при­не­сти во­ду из вы­сох­ше­го ко­лод­ца. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра при­нес­ла во­ду, по­сле че­го во­да в ко­лод­це уже не пе­ре­сы­ха­ла. Сми­рен­ная Фе­о­до­ра го­во­ри­ла, что чу­до со­вер­ши­лось по мо­лит­ве и ве­ре их игу­ме­на.
Пе­ред смер­тью пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра за­тво­ри­лась в кел­лии с от­ро­ком и за­ве­ща­ла ему лю­бить Бо­га, по­ви­но­вать­ся игу­ме­ну и бра­тии, хра­нить мол­ча­ние, быть незло­би­вым и крот­ким, из­бе­гать сквер­но­сло­вия и празд­но­сло­вия, лю­бить нес­тя­жа­тель­ность, вспо­ми­нать их ски­таль­че­скую жизнь. По­сле то­го, став на мо­лит­ву, она в по­след­ний раз про­си­ла у Гос­по­да про­ще­ния гре­хов. Вме­сте с ней мо­лил­ся и от­рок. Ско­ро сло­ва мо­лит­вы за­мер­ли на устах по­движ­ни­цы, и она спо­кой­но ото­шла в гор­ний мир († ок. 474–491).
Гос­подь от­крыл игу­ме­ну о ду­хов­ном со­вер­шен­стве ино­ка Фе­о­до­ра и о его со­кро­вен­ной тайне. На­сто­я­тель, дабы снять кле­ве­ту с по­чив­шей, в при­сут­ствии на­сто­я­те­ля и бра­тии Енат­ской оби­те­ли рас­ска­зал о ви­де­нии и для удо­сто­ве­ре­ния от­крыл пер­си пре­по­доб­ной. Енат­ский игу­мен и бра­тия со­дрог­ну­лись от ужа­са за свое ве­ли­кое пре­гре­ше­ние и, при­пав к свя­то­му те­лу, со сле­за­ми про­си­ли про­ще­ния у пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры. Из­ве­стие о свя­той по­движ­ни­це до­шло до су­пру­га пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры. Он при­нял по­стриг в мо­на­сты­ре, где спа­са­лась его же­на. От­рок, вос­пи­тан­ный пре­по­доб­ной, так­же по­шел по сто­пам сво­ей при­ем­ной ма­те­ри. Впо­след­ствии он стал игу­ме­ном это­го мо­на­сты­ря.