Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковное Новолетие. Мы привыкли праздновать начало Нового года 1 января. Так установлено с 1700 года по велению императора Петра I. Но есть еще другой порядок летоисчисления, другая календарная система, которой мы должны придерживаться и быть внимательными. Сама Пасхалия устроена по-другому, и установление празднования Пасхи каждый год исчисляется по особой схеме, по лунному календарю. Движение Пасхи связано именно с этим календарем.
Мы также знаем, что до 1700 года начало года приходилось на 1 сентября. Было время, когда год начинался 1 марта, и этому тоже было объяснение. Что в этом для нас важно? Какую разницу мы должны ощущать?
Начало нового церковного года вводит нас в богослужебную жизнь на целый год. В этот день мы получаем напутствие, наставление, чтобы мы умели наслаждаться и радоваться тому, что мы бываем на богослужениях, чтобы мы понимали Церковный календарь, чтобы мы отмечали для себя конкретно церковные праздники, чтобы мы ничего не путали. Часто люди живут по иному календарю, отмеривая время по каким-то иным вехам, а Церковный календарь оставляется в стороне. Для христиан это неполезно.
Мирской Новый год предполагает другие ощущения и переживания: заканчивается круг годичный, начинается новый. Это новое время, неведомое. Никто не знает, что ждет впереди. Отсюда и добрые пожелания друг другу, и надежды на лучшее. Но надеяться на лучшее без Того, Кто их осуществит, Кто поможет их воплотить в реальность, странно и легкомысленно. Всем нам хотелось бы, чтобы в предстоящем новом году все стало лучше. Но к кому при этом нужно обращаться? К Тому, Кто это время установил, к Тому, Кто эти годы исчисляет, — к Самому Творцу и Богу нашему. Разве можно по-другому представлять себе наше земное благополучие?
Вчера, накануне 14 сентября по новому календарю и 1 по старому, на богослужении читали очень красивый Канон Новолетию, канон на Церковный Новый год. В нем мы получаем наставление и благословение на целый предстоящий годичный круг. В его молитве мы просим, чтобы мы прожили это время в мире, в тишине душевной, чтобы вразумлялись всему, что нам будет преподаваемо в этом году. Как сказано в каноне, все творение Божие славит Бога: небеса, Солнце, Луна, звезды, земля, леса, поля, реки, животные. И человек как венец творения должен быть во главе прославления Бога. Как странно, что природа преклоняется перед Творцом, а человек, бывает часто, противится. Тот, который должен охранять и возделывать землю, потому что Бог дал ему возможность украшать и улучшать этот мир, отворачивается от своего Творца. Это страшное, погибельное состояние.
У нас есть такой день, как начало Церковного Новолетия. Мы его должны, конечно, все знать. Этому может помочь календарь. Церковный календарь для православного христианина должен быть настольной книгой, находиться всегда перед глазами. Мы должны смотреть в него и перелистывать каждый день. Нельзя только что-то от кого-то случайно узнавать. Самим надо быть внимательными, собранными.
Главная тема этого дня: Господь, проповедуя в Назаретской синагоге «Лето благоприятное» (Лк. 4:19), то есть, время благоприятное для нашего спасения, открывает Себя как Мессия для служения спасению рода человеческого именно в этих условиях, именно в это время. Другого времени не будет. Проповедуя время приятно, Господь говорит, что все условия, которые созданы для человека в Церкви, это и есть условия его спасения. Мы не должны допускать и мысли, что не сейчас мы будем добрыми, не сейчас будем стараться для своего спасения, а когда-нибудь потом, потому что другого времени не будет. Нам дано это время. Разве не разумно прилепляться к Господу, разве не правильно прибегать к помощи Божией? Необходимо познавать то, что мы не знали вчера, учиться слушать, учиться послушанию – всему тому, что необходимо, чтобы в душу входило все доброе и там оставалось. В злохудожную душу, то есть, в злого человека мудрость не входит, как бы он не был умен (Прем. 1:4).
Вот это все нам напоминает удивительный, но для большинства практически незаметный, очень красивый день в церковном году. Аминь.
***
14 сентября. Начало инди́кта – церковное новолетие
Тропарь, глас 2
Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой,// моли́твами Богоро́дицы, и спаси́ ны.
Кондак, глас 2
В Вы́шних живы́й, Христе́ Царю́,/ всех ви́димых и неви́димых Тво́рче и Зижди́телю,/ И́же дни и но́щи, времена́ и ле́та сотвори́вый,/ благослови́ ны́не вене́ц ле́та,/ соблюди́ и сохрани́ в ми́ре град и лю́ди Твоя́,// Многоми́лостиве.
Евангельское чтение
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла (1Тим. 2:1 – 7)
[Зач. 282.] Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково былов свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине.
Евангелие от Луки (Лк. 4:16 – 22)
[Зач. 13.] И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, [Зач. 14.] и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?