Главная » Приходская жизнь » Неделя 12-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Неделя 12-я по Пятидесятнице. Проповедь настоятеля нашего храма протоиерея Михаила Подолея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, так получалось в этом году, что после Пятидесятницы мы говорили в основном на Евангельские темы, о том, что слышали в Апостольском и Евангельском чтении. Это одна из многих особенностей нашего времени, которые нам пришлось освоить.
Сегодня мы обратимся к Евангелию, в котором говорится о богатом юноше, вопрошавшем Господа нашего Иисуса Христа о жизни вечной (Мф. 19:16 — 26). Это главный вопрос для каждого живущего человека. Как этот вопрос был поставлен юношей, что он имел в виду, на что он надеялся, на что рассчитывал? Он смело и дерзновенно вопрошает, а потом обнаруживается его большой недостаток притом, что он исполнял все, что перечислено в заповедях. «Все это сохранил я от юности», — говорит он. Но он хотел знать, что еще недостает ему для того, чтобы иметь жизнь вечную (Мф. 19:20). И Господь открывает ему его недостаток, который оказался очень существенным (Мф. 19:21).
У нас в жизни тоже может быть так: мы рассказываем, какие мы хорошие, перечисляем, что мы сделали доброго, как мы правильно поступаем. Но если кто-нибудь укажет нам на малейший наш недостаток, мы возмущаемся, негодуем. В этом есть опасность. Ради этого сегодняшний пример нам показан. Юноша споткнулся о самого себя. Исполнив все предписания Закона, он не понимал, что его связывало богатство. Материальное состояние, которое досталось ему, по всей вероятности, законно, мешало ему исполнить заповедь любви. Если бы он любил ближнего по заповеди, как святые отцы толкуют, он бы сам раздал все свое имущество нуждающимся, желая войти в Царство Небесное.
Сегодня есть необходимость обратиться к Апостольскому чтению. Это тоже Евангелие Воскресения Иисуса Христа у апостола Павла. В 15-й главе Первого Послания к Коринфянам содержится благая весть о Воскресении Христовом (1 Кор. 15:1 — 11). Апостол говорит: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам…» (1 Кор. 15:1). Почему этот отрывок из послания для нас так важен? Апостол Павел обращает наше внимание на очень важные моменты. Он говорит, что Иисус Христос умер за грехи наши, по Писанию, был погребен и в третий день воскрес (1 Кор. 15:3 – 4). Святитель Иоанн Златоуст на это уточнение замечает, что многие знали о смерти Иисуса Христа, но причину смерти знали немногие. А это важнейшее, потому что в этом сущность веры христианской. Все, чем живет Церковь, заключается в учении о Воскресении Иисуса Христа. Проповедь апостолов – это весть о Христе распятом и воскресшем. Указание на то, что Он умер за грехи наши, очень важно для того, чтобы мы понимали, что Господь совершает спасение человека на Кресте.
Если изучать древнюю историю, в том числе и нехристианские источники, люди знали о казни Иисуса Христа. Но мало ли кого и за что казнят! Тот период в истории был особенно жестоким, а казнь через распятие на кресте считалась самой страшной и позорной. На кресте обычно казнили государственных преступников и разбойников. Вместе с ними привели и Господа распинать.
Нам надо не только знать причину смерти Господа на Кресте, но и всем сердцем и всей своей любовью доказывать, что мы знаем эту причину и понимаем ее, как учит Святая Церковь: за грехи наши умер Господь на Кресте.
Здесь еще важно очень красивое повествование о том, как воскресший Господь являлся: «…явился Кифе, потом двенадцати, потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили» (1 Кор. 15:5 — 6). Это очень важное свидетельство Воскресения Иисуса Христа – явление воскресшего Господа людям.
Потом апостол рассказывает, что Господь явился Иакову и всем апостолам (1 Кор. 15:7). И напоследок апостолу Павлу. «…а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию» (1 Кор. 15:8 — 9). Апостол Павел называет себя «извергом». А дальше он говорит нечто важное: «Но благодатию Божией есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна…» (1 Кор. 15:10). Я хочу обратить ваше внимание на это свидетельство. Апостол называет себя так уничижительно, как никто себя не назовет, никто не смирится так. Но здесь важно еще и другое: нужно честно говорить о себе, что мы есть ничто, не представляем собой ничего, но благодать Божия, которая действует в нас, не должна умаляться. Благодать Божия действует так, что она может сделать самого ничтожного человека иным – таким, который может дать великий духовный плод. Благодать Божия может явить в нем такую силу духовную! И это показано на апостоле Павле. Он стал самым большим тружеником из апостолов, никто больше него не потрудился, потому что благодать Божия действовала в нем.
Эти моменты обязательно нужно понимать. Когда мы говорим о том, какие мы грешные, немощные, все у нас из рук валится, не грешим ли мы еще больше тем, что не видим действия благодати Божией в своей жизни? А благодаря ей мы можем многое, нам многое Господь открыл, много дал сил, и разумение пришло нам от Господа.
Конечно, можно соединить эти два отрывка – из Апостола и Евангелия. Много перед нами стоит вопросов, которые нам кажутся неразрешимыми. Как возможно вообще спастись? Решение этого и многих других вопросов мы находим в ответе Спасителя апостолам: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19:26). Аминь.

***

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 15, стихи 1 — 11 (1 Кор. 15:1 — 11)

[Зач. 158.] Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.

Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 16 — 26 (Мф. 19:16 — 26)

[Зач. 79.] И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.