Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, 3-е воскресенье по Пятидесятнице. В продолжение двух предыдущих воскресных дней – Недели Всех святых, затем – Всех святых, в земле Русской просиявших, на отпусте мы слышали перечисление соборов местных святых, соборов святых тех областей, где они жили, где Бог благословил им подвизаться. И сегодня мы вспоминаем и празднуем Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским, Собор Новгородских святых, Собор Белорусских святых, Собор Псковских святых, Собор святых Санкт-Петербургской митрополии, Собор святых Удмуртской земли.
Это говорит нам о том, что наш духовный взгляд должен падать в первую очередь на имена тех святых, которые связаны с местом, где мы живем. Праздник Петербургской митрополии новый по сравнению с теми, что были установлены в древности. Но со временем эта тема должна войти в нашу жизнь, и, возможно, со временем и мы, и другие люди – все будем осознавать, что живем на святой земле, что здесь есть свои духовные достопримечательности мирового значения, в масштабах Вселенского православия.
Евангельское чтение этого дня (Мф. 6:22-33) затрагивает несколько тем, которые непосредственно связаны с нашей каждодневной жизнью. И первая – это тема о внутренней чистоте. Речь идет о том, что, если око человека будет чистым, то и весь человек будем светлым. Око понимается здесь как сознательная воля человека, его дух, воспринимающий мир, как глаз воспринимает свет. Мы смотрим физическим оком и конкретно воспринимаем то, что перед нами есть. Оказывается, что воля человека тоже воспринимает и еще более тонко окружающий мир. Если эта воля благая, добрая, то есть – чистое око, и сам человек чист, и все, что он воспринимает тоже только ко благу. К такому человеку не будет прилепляться ничего дурное, и он не будет вменять другому человеку греховного и скверного, того, чего нет. Это очень сильное облегчение нашего существования, нашего бытия. Как было бы легко, если бы мы чистым оком смотрели на себя, вокруг себя, на все, чем мы живем.
Вторая тема тоже очень важна. Нельзя служить двум господам одновременно. Один из них будет в пренебрежении. Это нужно понимать, потому что человек пытается внутренне в себе согласовать такое служение, но противоречие, заложенное здесь изначально, неизбежно всплывает. Невозможно одновременно служить Богу и мамоне. Попытка такого служения очень тяготит человека. Порой он даже не понимает, почему ему тяжело живется. А тяжело ему оттого, что он внутренне разделяется.
И, конечно, тема упования на Бога. Удивительно, но именно нам дает Господь такую возможность – иметь уверенность в жизни, в том, что нам нужно сделать, откуда брать все необходимое, силы и средства. Успех наш заключается в уповании на Бога, в доверии Богу. Посмотрите, какие примеры приводятся в Евангелии. Птицы небесные, которые ничего не делают, но живут в достатке. Господь им дает все необходимое, потому что Он знает, что им это нужно. Они сыты, у них есть гнезда (Мф. 6:26). Еще одно очень красивое сравнение – с полевыми цветами. Красота, которую Господь создал, не сравнима ни с чем. Спаситель, обращаясь к Своим ученикам, говорит: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28 – 29). Царь Соломон умел жить красиво. Кто интересуется историей, тот, конечно, удивляется его богатству, внешнему блеску и красоте. Но у Соломона была и внутренняя красота – его мудрость, которую он испросил себе паче всего остального. Когда Бог сказал ему: «Проси чего хочешь, и Я дам тебе», – Соломон попросил «мудрости и знания», чтобы идти впереди своего народа, вести его и управлять им (Пар. 1: 7-10).
Тем не менее все богатство и внешнее великолепие одежд и убранства дворца Соломона не идет в сравнение с красотой полевой лилии. Цветы никакой заботы не проявляют о себе – все Господь для них устроил. Но неужели не важнее человек, его душа?! О чем здесь идет речь? То, на что человек полагает все силы своей жизни – чтобы пропитаться, чтобы одеться, без Бога занимает всю жизнь, отнимает все силы. У человека не остается ни времени, ни сил для его души, для заботы о спасении ее. Разве это не страшно?! Представьте: есть у нас в достатке еда, есть красивая одежда, а, когда приходит время, душа не готова к встрече с Богом.
Некоторые говорят, что, если человек не трудится, если не предусматривает, как проживет завтрашний день, откуда у него все будет. Но здесь нет противоречия. Господь не осуждает труд и заботу о себе. Но они не должны превосходить упование на Бога. Есть такие слова святителя Иоанна Златоуста: «Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от помышления о нём…». То есть, когда мы чрезмерно печемся о своем благополучии и полагаемся при этом только на себя, Богу уже нет места, чтобы заботиться о нас. «…а если всё возложим на Его [Божье] попечение, Он и наше имение устроит во всякой безопасности», – продолжает свою мысль святитель Иоанн Златоуст. Это все и чудесным образом, и естественным, и множеством разных примеров доказано. Мы это видим и на себе часто ощущаем.
Хотелось бы, чтобы у нас была такая вера, которая позволит нам на первое место ставить духовную заботу. Будем помнить слова, которыми заканчивается сегодняшнее Евангельское чтение: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.