Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сегодня 7-я Неделя по Пасхе, Святых отцов I Вселенского собора. Мы собрались на молитву в храме в ограниченном количестве, потому что все еще переживаем непростое время и просим Господа, чтобы Он сохранил нас в мире, любви друг к другу и ко всем, чтобы сохранил нас от болезни и от всякого зла.
Воспоминание об отцах I Вселенского собора дает нам возможность прочувствовать жизнь Церкви сегодня. Произошел Собор в 325 году, а его дыхание ощущается и сегодня. Созвал Собор царь Константин. Председательствовал – патриарх Александрийский Александр. На этом Соборе присутствовали такие известные люди, как святитель Афанасий Великий, который тогда был еще диаконом Александрийской Церкви. По преданию, на I Вселенском соборе присутствовали святитель Николай и святитель Спиридон Тримифунтский – наши величайшие святые и другие мужи, добрые, верные Господу и Церкви. Они собрались для решения очень важного вопроса – осуждение ереси Ария, совершили для нас очень важное деяние, которым руководствуется и живет Церковь поныне и будет жить и в последующие времена до скончания века.
Отцы на I Вселенском соборе провозгласили веру Церковную о том, что Иисус Христос есть поистине Сын Божий и Бог, равный Отцу и Святому Духу. Их трудами Церковь получила Символ веры. Мы сейчас можем разделить его на первую часть, Никейскую, и Цареградскую. Именно на I Вселенском соборе был составлен Символ веры, в котором было сформулировано учение о Божественности Иисуса Христа Сына Божия, — то, что мы сейчас поем в Церкви и без чего нельзя принять Православную веру. Если человек принимает Крещение, он исповедует свою веру. Если крестят маленьких детей, за младенца Символ веры произносят его крестные.
Те искажения, которые допускались Арием, практически уничтожали Церковь, уничтожали веру. Арий допускал, что было время, когда Иисуса Христа не было, учил о Нем как о творении, отрицал Его Божество. Искажением учения о личности Иисуса Христа уничтожаются служение и искупительный подвиг Господа и Спасителя нашего, который Он совершил для нашего спасения. Вот почему мы должны особо почитать отцов I Вселенского собора. Они не только потрудились ради своего спасения, но и нам открыли ясный путь к нему. Мы сейчас имеем возможность не только познавать, но и углубляться в те смыслы, которые уже существуют в Церковном учении, чтобы не оставаться невеждами в духовной сфере. Нет ничего стыдного в том, что человек чего-то не знает, — всего знать невозможно. Но, если человек желает себе спасения, он обязательно должен стремиться узнать, расширять свои знания, чтобы разобраться в самых важных вопросах своей веры. И эти вопросы затрагивались на I Вселенском соборе. Надо понимать, что без Господа и Спасителя нашего мы спастись не можем.
Как уже было сказано, дыхание I Вселенского собора чувствуется в Церкви и по сей день. Конечно, сейчас важно то, что было отцами заложено, – чистота веры. Мы обычно сводим эту духовную борьбу за чистоту веры к борьбе за чистоту помыслов. Но, чтобы наши мысли и сердце были чисты, мы должны питаться духовной пищей. Поэтому нам Господь и дал Слово Свое, которое не дает человеку возможности дряхлеть, разваливаться в духовном отношении. Господь дает нам богатую пищу, которую мы получаем в Церкви через богослужения, которые тоже составлены по святоотеческим правилам, – Церковный устав, тексты богослужебные. Как нам приятно, когда мы начинаем в чем-то разбираться, когда мы почитали, поняли смысл и можем идти дальше! Но дальше – не просто идти и получать новые знания. Приходит время (а это время Господь дает каждому человеку), когда человек начинает наслаждаться тем, что он видит, чувствует, переживает. Это наслаждение духовное. Человек понимает: все, что происходит в его обыденной жизни, вокруг него, намного менее значительно, чем то, чем он может жить, чему может радоваться, к чему прилепляться и что его не подведет, что не изменится. Но борьба продолжается. Если мы будем жить расслабленными, не будем поучаться в истине и всех церковных вопросах, то можем оказаться в стороне, не будем надежно держаться в Церковной ограде.
У нас сейчас есть время в последние два месяца, когда мы проходим испытание карантином. Мы стали усерднее читать Псалтирь. Те люди, которых это коснулось, увидели существенную перемену: как они читали вначале и как после того, как просветились. И так любой церковный текст. Над этим нужно бесконечно работать, для того чтобы бесконечно наслаждаться этим Церковным богатством.
Что еще нам важно из деяний I Вселенского собора? Именно на этом Соборе святые отцы установили время празднование Пасхи. Есть пасхалия, и мы знаем, что Пасха привязана к лунному календарю. Так мудро они заложили эту систему, что она работает без всякой ущербности. Святые отцы вычислили таким образом, что наша Пасха никогда не совпадет по времени с иудейской. Если нарушить пасхалию – существующий порядок празднования Пасхи, то может получиться так, что наша Пасха окажется раньше иудейской или совпадет с нею. Но в сложившейся очередности есть свой смысл. Во время иудейской пасхи Господь пострадал: Он был предан и убит. А на третий день воскрес. И мы празднуем наше избавление от греха, проклятия и смерти. Мы не можем сравнивать празднование Пасхи ни с чем.
Приближается время празднования Пятидесятницы – праздника Сошествия Святого Духа. Это событие — сошествие Святого Духа на учеников Господа – является еще и днем рождения Церкви. Мы знаем и празднуем Рождество Спасителя нашего, Рождество Божией Матери, Рождество пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – самые значимые дни Рождества. Как христиане, мы должны знать, когда было положено начало Церкви Христовой на земле – Ее день рождения. Это именно праздник Святой Троицы – Пятидесятницы.
Будем жить ожиданием этого события, молиться и верить, что Господь и нас обновит Духом Святым, и все, что в нас обветшало за прошедшее время, станет новым, живым, действенным ради совершения благих и добрых дел, ради нашего спасения. Аминь.