Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Ещё дней десять назад, дорогие братья и сестры, нам было трудно представить, что в этот день, когда совершается Похвала Пресвятой Богородице — Субботу Акафиста, когда поётся акафист Божией Матери, мы будем молиться в храме — только священнослужители и сотрудники, и то не все — немногие те, кто могут сейчас быть в храмах. Но то, что сейчас совершается, может быть осознано полностью только через какое-то время: как возможно в смирении, в самоуничижении, самоограничении оставаться детьми и чадами Божиими и уже не только по каким-то внешним признакам, а внутренней сердечной верой оставаться верными Господу, Церкви и всему тому, к чему нас обязывает наша православная христианская вера.
То, что сегодня храмы пустуют, это, конечно, для нас самая большая сердечная боль. Также у нас переживания за здоровье и жизнь наших прихожан, наших людей, всех, кто живёт в нашем Отечестве, и всех, кто вообще живёт в разных странах, во всем мире, потому что мы видим, что это испытание касается всего мира. Но за этой внешней пустотой храмов скрывается большая духовная сила — сила общей молитвы. Как мы знаем, сегодня Святейший Патриарх Кирилл благословил всем верным чадам нашей Церкви вместе с ним совершать молитву, обращённую к Божией Матери, когда он будет объезжать столицу нашей страны с чудотворным образом Божией Матери «Умиление», тем самым, перед которым молился преподобный Серафим Саровский. Эта икона находится в Патриаршей резиденции и по случаю этого праздника всегда приносилась в Елоховский Богоявленский собор, и перед ней совершалось торжественное пение Акафиста при течении множества народа. Но сейчас другой порядок, другие обстоятельства. Кто-то может сказать, что это ослабление церковной жизни. Нет, конечно. Ангелы и Божия Матерь видят, сколько огоньков молитвы сейчас возносится по всему лицу нашей земли людьми, которые остались верными тем христианским обетам, которые они давали в своё время и которые напоминают нам о том, что нужно стоять до конца за свою веру и за правду Божию.
Конечно, эта радость на Небесах за людей на земле, смиряющихся и покоряющихся воле Божией, может стоить значительно дороже, чем то, что люди себе представляют, к чему привыкли, хотели бы так, как они хотели, но сейчас у них не получается. И мы точно знаем, что именно благодаря этому смиренному преклонению перед величеством Божиим, перед любовью Божией Матери, перед Её заступничеством за род человеческий эта ситуация изменится решающим образом в лучшую сторону. И не может быть по-другому, потому что именно в нашей немощи, в нашем бессилии, когда мы не знаем, как и что может быть, когда не хватает сил, Господь даёт нам обильную Свою помощь. Это самое главное, что мы сегодня должны свидетельствовать.
Хотел бы передать наилучшие пожелания нашим прихожанам, которые сейчас не могут быть с нами. Но мы не сомневаемся, что они переживают за жизнь нашего прихода, нашего храма. Они переживают и за то, что не могут сегодня прийти в храм. Но мы точно знаем, что они не изменят своё отношение к нашему храму и нашему приходу, а будут становиться ещё лучше и будут вспоминать те времена, когда мы говорили: как хорошо, всегда можно прийти в храм, двери открыты, а мы не приходили, потому что надо было куда-то бежать по своим делам, а в храм — некогда. И когда это сложное для нас время пройдёт, мы будем более чистыми, не связанными так сильно с мирской суетой, как было прежде, потому что будем знать, что всего этого очень легко лишиться и можно не успеть сделать для себя самого главного — принести для своей души спасение. Аминь.