Главная » Приходская жизнь » Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю Крестопоклонную

Проповедь настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея в Неделю Крестопоклонную

 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, ровно середина Святой Четыредесятницы – Неделя Крестопоклонная. Празднование Животворящему Кресту Господню в воспоминание Страданий нашего Господа и Спасителя святые отцы установили для тех, кто несет подвиг поста.
Пост можно рассматривать как делание и как путь, которым человек собирается пойти. У поста есть своя цель, как у каждого дела или предпринятого пути. Бесцельно что-то делать или куда-то идти невозможно. Цель нашего пути, несомненно, — приближение к Господу и понимание того, что Господь для нас совершил и что мы будем вспоминать в дни Страстной седмицы, чтобы приблизить к нашему разумению вольные Страдания нашего Господа: как Он смирил Себя, уничижился ради спасения человека, имея небесную славу и величие. Таким образом Господь совершает подвиг для нашего спасения. Так же и нам нужно к этому приблизиться, чтобы еще более усердно, не просто созерцать Голгофу, хотя и это важно, но, по возможности, состраданием и любовью участвовать в этом созерцании.
На этом пути нужна поддержка. Эту Неделю можно рассматривать как передышку, отдых посредине пути. Людям свойственно мерить расстояние – до середины пути и после нее, когда больше половины уже пройдено. Так же и в духовном делании. Но здесь не только отдых и возможность посмотреть, сколько пройдено, сколько еще впереди. В Неделю Крестопоклонную мы черпаем благодатные силы от этой остановки. В Синаксарии дается разъяснение этих дней. Речь идет как раз о том, о чем мы с вами сейчас говорим. Как путник под тенистым деревом отдыхает, набирается сил, так и христианин в Неделю Крестопоклонную, поклоняясь Животворящему Кресту Господню, набирается сил для дальнейшего духовного пути.
Семя, из которого произросло Древо Крестное, как учит нас Церковь, — это любовь Бога к человеку. Созерцая Крест Господень, чему мы должны учиться? Терпению, которое Господь показал всем нам. Смирению, которое Господь явил даже перед Своими врагами. И, конечно же, той любви, от которой мы должны черпать силы. Господь на Кресте явил такую любовь к нам, в которой мы должны черпать силы для прощения тех, кто нам должен, и даже к врагам. В реальности мы иногда не можем простить другому человеку какую-то мелочь, зацикливаемся на ней, вооружаемся против нее, как против чего-то несправедливого, недоброго по отношению к нам. А если бы была настоящая угроза и настоящий враг, что бы мы тогда делали, как бы тогда себя вели, когда Господь показал нам Свой пример? Мы называем себя последователями Господа. Так в чем же это выражается? Прежде всего должно выражаться в такой же любви ко Господу. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин. 4:19).
А теперь о подвиге и страданиях. Каждый человек в той или иной мере испытывает на себе тяжесть того, что он взял на себя и несет. Но сложнее, когда человек встречается со страданиями, с серьезными испытаниями. В тяжелой ситуации больше всего людей волнует даже не то, как выйти из нее, излечиться от болезни. В первую очередь они ищут ответы на вопросы: откуда это, почему именно с ними, зачем и за что. И только потом люди ищут пути, как избавляться от случившегося.
Важно понимать, что без Господа все страдания, даже в масштабе Вселенной, бессмысленны. Они могут быть проявлением бесовщины, следствием грехопадения. Болезни, страдания, смерть – следствие греха. Что придает смысл нашему терпению, что может послужить нашему спасению? Мы же говорим, что терпение – это наше спасение. Мы не должны бояться тех страданий, которые связаны с исполнением заповедей Божиих, и, уповая на Господа, переносить их со смирением. Всегда нужно понимать, ради чего и что мы делаем. Если человек страдает, потому что хочет исполнить заповедь Божию – эти страдания спасительны. А если человек страдает сам и ломает жизнь вокруг себя, но эти страдания не связаны с Богом, с выполнением Его заповедей, очень трудно найти смысл таких страданий. Очень трудно помочь такому человеку, объяснить ему причины его страданий. Такие страдания часто присутствуют в этом мире.
Хотел бы сказать несколько слов о сегодняшней ситуации. Во время Литургии мы слышали молитвенное обращение ко Господу о помиловании и спасении нас, о том, что Господь милостив и презирает на нас и дает нам Свою помощь. В связи со сложившейся ситуацией происходят некоторые изменения в нашей привычной церковной практике. Очень важно не заниматься пустословием и ветреным мудрованием, которые не имеют корня в нашем христианском сознании и восприятии, в том, как мы должны думать и рассуждать о всех вещах и явлениях, нас окружающих. Люди задаются вопросами, как и что делать сегодня в храме, что является проявлением маловерия или еще чего-то. Например, прикладываться или не прикладываться к иконам, лобзать, целовать их? Подумайте: в обрядах, которые мы привычно совершаем, мы иногда не замечаем за собой самого главного – не видим Господа и не видим себя. Может быть, сейчас такое время, когда нужно задуматься над тем, сколько раз мы нечистыми устами, нечистым сердцем прикладывались к иконам, кланялись, били лбом – и не задумывались. А разве сейчас у нас нет возможности больше задумываться, нет возможности больше отрезвлять себя и хранить себя, свои мысли, свое сердце от нечистого, ненужного, чуждого христианству, и еще – поддержать другого человека? Вот какая задача стоит перед нами сейчас, и мы с честью, с достоинством и упованием на всемогущество и милосердие Божие должны исполнить ее. Аминь.