Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Второе воскресенье Святой Четыредесятницы называется Неделей светотворных постов. В этот день совершается память святого Григория Паламы, епископа Фессалонитского, потому что он напоминает нам о созерцании Божественного света и обожении как увенчании аскетических подвигов тех, кто совершает их ради Господа. Афонские монахи в своих подвигах, которые были для них обычным занятием, потому что дело монахов и есть подвиг, настолько возвышались духом, что сподоблялись видеть Небесный свет и сподоблялись осияния этим Небесным светом, который видели апостолы на Фаворе. Противники православия считали это самообольщением, потому что такое невозможно. Святитель Григорий Палама, которого мы сегодня вспоминаем, доказывает нам опытом тех, кто действительно подвизался, что это соответствует Евангельской истине.
Эта тема для нас не какая-то отвлеченная. Конечно, о тех спорах, которые святитель Григорий Палама вел со своими противниками, можно читать полностью, можно что-то пропустить. Но для нас важна сама тема нашего нравственного совершенствования и того, ради чего пришел на землю Спаситель, – чтобы совершить спасение человека. Человек был совершён душой и телом чистым и безгрешным. Он имел дарования от Господа. Когда человек согрешил, помрачились его душевные силы, а поскольку душа неразрывно связана с телом, повреждение перешло и на тело человека. И, кроме нравственного подвига, кроме того, о чем нам сегодня напоминается, ничто другое не может освободить человека от последствий греха и всего, что грех несет – разлад и разрушение душевных и телесных сил.
Господь приходит на землю все это исправить. И сегодня об этом нам напоминает Евангельское чтение, которое рассказывает об исцелении Господом нашим Иисусом Христом расслабленного в Капернауме по вере других людей (Мк. 2:1-12). В Евангелии приводится очень трогательная история: когда Господь проповедовал, принесли болящего его друзья (Мк.2:2-3). Есть даже описание, каким образом это произошло. Невозможно было приступить к Господу из-за множества народа, и тогда они разобрали крышу дома и спустили его на одре перед Господом. Спаситель, видя их веру, исцеляет этого болящего (Мк.2:4-5).
Здесь возникают спор и противление врагов Господа: имеет ли Он власть прощать грехи? Кто Он такой? Прощать грехи и исцелять нельзя без участия Бога (Мк. 2:6-7). Мы, конечно, должны обращаться к врачам в болезни. Но мы понимаем, что и телесное исцеление полностью зависит от Бога. Нет другого Врача, который мог бы умудрить земного врача, и вразумил бы тех, кто делает лекарство, – все, что способствует выздоровлению человека, в руках Господа. И прощать грехи может только Бог. Исцеление Он дает по Своей великой милости и любви к человеку.
Тема, которая нас затрагивает в это воскресенье, дает нам очень много не только для размышления, но и для наших действий. На что мы еще должны обращать внимание и даже мечтать? О той личной нашей лесенке, по которой мы будем подниматься в нашей духовной жизни. У нас уже есть какие-то наработки, мы уже к чему-то приучились. Человеку же надо знать, с чего начинать первый шаг. Когда приходят люди первый раз в храм, не церковные и даже иногда некрещеные, они уже стоят на какой-то ступени, у них есть какое-то основание, иначе бы они не пришли. Может быть, это основание еще очень маленькое, а может быть, и большое. Мы не видим. Но Господь этого человека уже призывает и избирает.
Нам нужно обязательно обращать внимание на молитву ко Господу и Божией Матери. Вчера, когда мы читали канон, положенный на Всенощном бдении, я остановил внимание на одном тексте – молитве, обращенной к Божией Матери. Хочу сказать о том благодатном Покрове, который над нами есть, когда мы обращаемся с молитвой ко Господу и Божией Матери, нашим святым. Влады́чице, всех Влады́чице, и всех вы́шшая, всех же превосходя́щая го́рних во́инств, простри́ руку́ держа́вну, и сохрани́ мир, свяще́нники благослови́ Тебе́ священноде́йствующия, мона́хи же прости́, моля́щия Тебе́. Лю́ди вся умири́, и су́щия в пала́те: во́инство же укрепи́ во вре́мя бра́ни: сей град соблюди́, свята́я Богоро́дице. И ны́не нас сподо́би ви́дети Небе́сное Ца́рство, и ра́йскую дверь, егда́ ся́дет Судия́ суди́ти вселе́нней, во второ́м и стра́шном суди́лищи, Влады́чице, а́нгелов (Триодь Постная. Канон св. Григорию Паламе). Это и есть подтверждение правоты учения святителя Григория Паламы, подтверждение того, что возможно созерцание Божественного света, который изливается на тех, кто отрешается от земного, кто точно знает, что ему нужно следовать путем, который указал Господь. Святитель Григорий Палама, подвижники, множество святых, которых Господь явил.
Приближаясь к Божественному источнику, где есть Господь, где совершался какой-то подвиг, к месту, где жил святой, где находятся его вещи, келья, храм, ты уже чувствуешь, насколько это место благодатно; насколько тебе легко и близко то, как ты себе представлял, что такое благодать, что такое Божественный свет, что такое жить в этом свете, когда Господь смотрит на тебя, когда ты не скрываешься от Него из-за своих грехов, не отворачиваешь свое лицо. Это и есть Божественное присутствие в нашей жизни. Мы должны стремиться к этому Божественному свету непрестанно и полагать для этого все свои душевные и телесные силы. Аминь.