Сегодня, в пятницу первой седмицы Великого поста, после утрени, часов и изобразительных настоятель храма протоиерей Михаил Подолей в сослужении клира совершил Литургию Преждеосвященных Даров. По заамвонной молитве молились за молебном святому великомученику Феодору Тирону, было совершено благословление колива.
Историческая справка: В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286–305 гг.) на христиан, воин Феодор вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо, т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется коливо.
Вечером по традиции была совершена общая исповедь.
Слово настоятеля храма протоиерея Михаила Подолея перед общей исповедью:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, к концу первой седмицы Святой Четыредесятницы, мы по уже сложившейся на нашем приходе практике собрались на общую исповедь, которую проводим по той причине, что мы имеем пользу от этого. Пусть наше общее собрание, наша совместная молитва и исповедь помогает каждому из нас открыть для себя то, что необходимо в сегодняшний день, чтобы еще раз большей легкостью, с еще более чистым сердцем приступить к принятию Святых Христовых Тайн, причаститься Тела и Крови Господних.
Пост – это удивительное время, которое дается нам для того, чтобы мы почувствовали, как важно и необходимо освобождаться от различных тяжестей, которыми мы себя нагружаем – больше в виде грехов. Если случается даже маленькая победа над собой в каком-то искушении через терпение, через молитву или иным путем, мы испытываем такое облегчение, как будто сняли с себя какой-то очень тяжелый груз. С этого и начинается настоящая духовная жизнь. Не с больших дел и рассуждений, а именно с маленьких дел. Сначала надо разобраться в себе и понять, что нам с помощью Божией дано победить в себе – какую-то привычку плохую, занозу, которая вонзилась в сердце и долго не отпускала. Много всяких искушений существует для человека. Иногда он сам не успевает для себя понимать это.
Кроме того, что нам полезно быть вместе и вместе молиться, чувствовать молитву друг друга, я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые моменты, которые сопровождают в жизни любого человека. Нам всем приходится общаться с другими людьми – на работе или в других обстоятельствах. Всегда нас очень волнует, кто рядом с нами, какой человек. Если мы его в себе полюбили, или, лучше сказать, себя в нем полюбили, мы готовы ему многое простить, сделать для него много хорошего. Но не всегда это по-настоящему. Бог определяет, с кем нам быть рядом. Очень важно понимать, что именно Бог определяет, с кем нам быть. У схимонаха Симеона Афонского есть ответ, который нам может быть понятным: «Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков». Это нам надо принимать именно в таком виде. Чаще нам кажется, что рядом тот, кто искушает, кто мешает, с кем тяжело. Но бывает и по-другому, когда очень добрый человек рядом, очень терпеливый. И, в конце концов, он какого-то жестокого человека, эгоиста, самолюба как-то смягчает и дает ему понять, что не все так, как тот себе представляет: есть еще большие добродетели, есть и правда Божия. Нам приходиться кого-то терпеть или, наоборот, от кого-то учиться терпению и смирению – в любом случае это все создано для нас Богом, и другого представления о себе и о своей жизни не должно быть.
Еще в сегодняшний день в назидание хотел бы привести несколько моментов из творения преподобного Ефрема Сирина. Они тоже касаются темы покаяния, Того, к Кому обращаемся за прощением грехов, Кто может прощать нам грехи, какие шаги правильные в этом направлении, а что может оказаться и опасным, если мы будем это представлять в извращенном виде. «Покайся, грешник, — говорит преподобный Ефрем Сирин, — смело полагаясь на безмерное человеколюбие Христа». Как понимать слова «смело полагаясь»? Надо дерзать, обращаться к Господу, невзирая ни на какие грехи, даже тяжкие.
Часто по внушению лукавого человек рассуждает, что сегодня он согрешит, а покаяние можно отложить на потом. От этого нас предостерегает преподобный Ефрем Сирин. «Но не говори: сегодня согрешу, а завтра покаяние принесу. Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра».
Третий момент из наставлений преподобного Ефрема Сирина, на который бы я хотел обратить ваше внимание, имеет для нас огромное значение, потому что может определить вечную участь любого человека. Мы с вами часто слышим от людей в храме и от своих родственников, что кто-то медлит и совсем затормозил обращение к Богу. Часто люди, дожив до старости, остаются некрещеными и продолжают жить вне Церкви. Когда близкие заводят с ними разговор об этом, они отвечают, что им уже поздно, что они уже ничего не успеют исправить и сделать. Такое духовное состояние подобно тяжелой и опасной болезни, когда ждать уже нельзя, надо срочно что-то кардинально менять. В духовной жизни такие мысли губительны, смертоносны для души. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам: «Человеку даже до последнего его издыхания, по великому Божию человеколюбию, покаяние возможно».
Таким наставлением я хотел бы с вами поделиться и возложить упование и надежду на Бога, на ваши молитвы, на все то доброе, что мы друг для друга делаем в Церкви, в нашем приходе. Пусть это поможет нам на сегодняшний день врачевать наши болезни и на будущее строить еще более созидательную и правильную жизнь, которая ведет нас в Царство Небесное. Аминь.