Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, стоим в преддверии Великого поста. Святая Церковь учит нас, что пост есть время исправление нашей жизни. Подобно тому, как весна приходит, чтобы обновилась природа, для человеческой души необходимо обновление.
Мы будем вспоминать в пост пророка и боговидца Моисея, святого пророка Божия Илию, который тоже сподобился боговидения. Но, в первую очередь, перед нами встает пример Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который после Крещения постился в течение сорока дней и был искушаем от дьявола. После этого начинается общественное служение нашего Господа на земле.
Древние христиане приурочили сорокадневный пост к началу Страстной седмицы. Время перед днями Страстной седмицы имеют очень глубокий смысл. В богослужебных текстах в Неделю сыропустную мы встречаем мысль, что именно крестом и страданиями наш Спаситель вводит нас снова в рай. Именно крестом и созерцанием страданий Самого Господа должен утверждаться и наш пост. Пост не может превратиться в чин голодания или еще каких-то особенностей. А именно крест и страдания Спасителя помогут устроить пост так, чтобы мы сподобились прославить Его Воскресение из мертвых — Пасху спасительную. В этом нам помогают святые угодники Божии. Днем раньше суббота была посвящена памяти всех преподобных отцов, в подвигах просиявших. Это переходящее празднование, установленное в сыропустную субботу, в которую поминаются все преподобные, угодившие своей верой и подвигами. В богослужении этого дня есть очень важный момент, который правильно ориентирует нас в нашей духовной жизни: мы должны обращаться к святым за помощью. Это очень ободряет нас и дает нам надежду. Как сказано в богослужебных текстах, вспоминая преподобных, мы освящаемся. Их молитвами и молитвами Пресвятой Богородицы надеемся удобно пройти время поста. Удобно – не значит комфортно. Удобно – это беспрепятственно, без запинания в духовном отношении. Если бы мы смогли прожить весь пост так, как у нас получается прожить первый день поста, было бы совершенно другое состояние, был бы совершенно удивительный результат. Но в течение поста происходят разные претыкания. Мы сами себе отягчаем пост – допускаем разные ненужные мысли. Я говорю не о телесных послаблениях, которые часто вызваны физической необходимостью, состоянием здоровья. Святые отцы указывают на два рода искушений. Первый – когда человек берет подвиг не по силам, сам, не посоветовавшись с духовником. Второй – когда человек постится напоказ, лицемерно. И то, и другое может ввести человека в искушение.
Время поста покажет, какие нам нужны рецепты для уврачевания нашей души. Когда человек начинает поститься и просить Господа помочь, ему открывается, что полезно для его души. Это как у хорошего врача, который ставит точный диагноз и назначает лечение. Если выполнять все рекомендации, то почувствуешь облегчение. Так же и пост поправляет человеку мысли, желания. Это очень важно, потому что есть возможность в течение времени поста делать то, что могло бы помочь исправлению нашей жизни.
В этот вечер в Церкви существует еще одна – очень трогательная – традиция. Мы почитаем молитвы на Святую Четыредесятницу, а затем будем испрашивать прощения и благословения на пост друг у друга, и у тех, кого мы сейчас не видим, но они в нашем сердце, с кем не сможем поговорить и услышать от них слова прощения. Но это не важно. Важно, с какими мыслями мы обращаемся к ним, чтобы мы сказали, если бы предстали перед ними, как перед Господом. Иногда бывает так: поддавшись общему настроению, мы прощаем человека, а потом идем на него со своей строгой установкой. Будем помнить то, что мы слышали сегодня в Евангелии: если мы будем прощать нашим ближним, то и Господь простит нас. Это условие обязательно для каждого. Мы испрашиваем прощения у Господа, Которому мы должны намного больше за свою жизнь, за свои грехи, чем кто бы то ни было в нашей жизни нам должен. Вот такое условие ставится нам: если мы прощаем от всего сердца, то и нам будут прощены наши грехи.
Накануне поста мы вспоминаем и древний чин прощения, который зародился очень давно. Монахи перед постом собирались в храме и испрашивали друг у друга прощения и затем удалялись на весь период поста – каждый в свое место для совершения подвига поста и молитвы. Это мы знаем из Жития преподобной Марии Египетской, которое мы слышим каждый год Великим постом. При этом пелись покаянные молитвы и пасхальные песнопения, потому что могло быть так, что некоторые прощались навсегда.
У нас есть надежда, что мы будем в эти дни часто встречаться в храме. Даже для тех, кто далеко живет, преодолеть десятки километров стало значительно легче, чем в прежние времена, когда жил преподобный старец Зосима или другие, те, кто жил в пустыне Египетской, на Синае, в Палестинских пустынях. Технические средства, которые мы имеем, должны помогать нам, освобождать время для молитвы, для поста, для того, чтобы смиряться, терпеть и все это посвящать нашему Спасителю. Аминь.