Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, третье воскресенье подготовительного периода к Святой Четыредесятнице. В Церковном календаре оно имеет название — Неделя о Страшном суде. Симеон Новый Богослов пишет: «Велико и неудобоизъяснимо слово о будущем суде, так как касается не настоящих и видимых вещей, а будущих и невидимых» (Слово 57). Святые отцы, рассуждая о Страшном суде, так же отмечают, что говорить об этом трудно, поэтому они испытывают благоговение и страх. Мы должны размышлять о Страшном суде так, чтобы это размышление принесло нам наибольшую пользу. Обратим наше внимание на Евангелие, которое мы слышали сегодня (Мф. 25:31-46); в нем представлена икона Страшного суда.
Во-первых, не следует думать, что Страшный суд будет, возможно, еще не скоро. Смерть каждого человека завершает весь этап его земной жизни, которая определяет всю его вечность, все его будущее, которому не будет конца. Если даже Суд Божий еще не скоро, но человек умирает, для него суд уже начинается.
Затем: мы часто полагаем, что Господь будет спрашивать нас о каких-то особых подвигах и великих делах, на которые Он нас поставил. А если не поставил, то мы и не знаем, что нам отвечать. Если мы так рассуждаем, то мы ошибаемся и имеем неправильный взгляд на эту проблему. Если мы будем ждать каких-то особых случаев для совершения подвигов, мы можем пропустить то главное, что Господь ждет от нас. «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне», — говорит Он праведникам (Мф. 25:35). Здесь, наверное, заключается самая большая сложность и опасность для человека. То, о чем говорит Господь, нам надлежит делать всегда: и иметь человеческое отношение друг к другу, которое может быть основано только на христианской любви. В этом мы не должны ошибаться. Чему удивились праведники? «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37-39). И Господь ответит им: «…так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали мне» (Мф. 25:40) Грешники тоже удивятся, но по-другому: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» (Мф. 25:44) То, что человек не видит, не распознает в другом образа Божия, не видит его нужд, говорит о его духовной слепоте. Нельзя ждать чего-то особенного, специального времени для того, чтобы совершать дела христианской любви, а нужно жить в этом состоянии, пребывать в нем – все то, что часто кажется маловажным, не главным – сейчас обратить внимание на человека, на то, что сейчас он от нас ждет, что может получить от нас доброго. Конечно, если бы нам сказали, что где-то какая-то серьезная проблема, мы бы побежали все туда посмотреть. Но перед собой часто не видим, рядом с собой не слышим. Так и проходит жизнь. И не дай Бог нам услышать слова, которые обращены к осужденным грешникам: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» (Мф. 25:43).
На жизненном пути человека открывается все то, что Господом дано, – любить, служить, проявлять снисхождение, милосердие, что в человеке заложено, в самой его природе. Поэтому святые отцы говорят, что Господь не дал таких заповедей, которые были бы не выполнимы. Святитель Иоанн Златоуст, в частности, пишет: «Христос не заповедует ничего невозможного…» (55, 166) Он не сказал: идите в больницу и исцелите болящего, идите в темницу и освободите заключенного. Он говорит: придите в больницу и посетите больного. Господь дает то, что возможно исполнить по самой природе человека, что является само собой разумеющимся, то есть это сама наша жизнь. Не надо специально ничего придумывать.
Пусть этот отрывок из Евангелия будет напоминанием нам, дорогие братья и сестры, о том, что наша человечность и наше доброе отношение друг к другу будут выставлены в оправдание нам или в осуждение, если мы что-то не сделаем или не успеем сделать доброго за свою жизнь. Аминь.