Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Этот день, дорогие братья и сестры, в церковном календаре имеет название Неделя святых отец и Неделя перед Рождеством Христовым.
Как и в прошлое воскресенье, в Неделю святых праотец, в службе этого дня вспоминаются ветхозаветные праведники, которые жили до прихода в мир Спасителя и оправдались верою в обетование, что Спаситель родится на земле. Обращаю ваше внимание на Евангельское чтение (Мф. 1:1-25): всегда в Неделю перед Рождеством мы слышим родословную Иисуса Христа. Господь наш Иисус Христос, родившийся в Вифлееме от Девы Марии, имеет предков. Родословие разделено на три эпохи. Каждая представлена 14 именами предков Иосифа, потомка Давида, Обручника Девы Марии. Это родословие дано в схематической форме и не исчерпывает всех предков Иисуса Христа. Целью евангелиста было показать, что история избранного народа, начиная от Авраама, ведет ко Христу – обетованному Спасителю мира.
В Апостоле (Евр. 11:9-10, 17-23, 32-40) тоже говорится о наших праотцах. Автор Послания к Евреям обращает внимание на главные имена, которые мы должны знать: Авраам, Исаак, Иаков, Моисей с его чудной историей, которую мы знаем из Священного Писания, Гедеон, Варак, Самсон, Иеффай, Давид, Самуил и другие пророки.
Еще раз нам говорится об этом, чтобы мы могли лучше представить себе картину мира до рождения Спасителя. И тогда люди жили по-разному. Показаны самые светлые страницы этой истории, чтобы мы понимали, что логическим завершением Ветхого Завета является Новый Завет. Мы живем по благодати в Новом Завете. Мы исповедуем пришествие на землю Спасителя. Но мы знаем, чтобы встретить Господа, мы должны проделать путь, основанный на нашей вере.
Нельзя представить, что, когда наступит определенный день по календарю, мы должны вдруг почувствовать какие-то перемены к лучшему. Так люди встречают Новый год: духовно не напрягаются, но при этом знают, что сработает включатель, который что-то поменяет в жизни, предполагается, к лучшему. Хотя, конечно, меняется только временной отрезок. Подлинное изменение нашей жизни в лучшую сторону может основываться только на вере в Бога, поэтому так важно в эти предпраздничные дни жить такими переживаниями, о которых нам напоминает Святая Церковь. В богослужебных текстах мы слышали об Аврааме, Данииле, трех отроках в печи вавилонской. И все эти смыслы, и все то, что там написано, раскрывают через службу тайну Рождения Сына Божия. За вечерним богослужением мы слышали канон, в котором говорится о том, что на земле явился Тот, Кто был виден в Вавилоне. Мы уже об этом говорили, обращая внимания на третью главу пророка Даниила, в которой рассказывается о трех отроках, ввергнутых в разженную печь и оставшихся невредимыми. При этом кроме трех отроков в печи был вид четвертого. Само пребывание отроков в огненной печи, и то, что они остались невредимыми, является прообразом рождения Спасителя от Девы Марии. Весь Ветхий Завет прообразует то, что открывается в событиях Нового Завета.
Эти дни нам даны не для того, чтобы просто перелистывать страницы календаря. Они даны для того, чтобы погрузиться в глубину тем, которые нам предлагаются, жить ими. Мы должны сделать так, чтобы в наших делах был смысл, чтобы наши дела приводили нас к Богу.
Желаю всем нам в эти дни духовной бодрости, внимательности. Где бы вы ни оказались в эти дни, сердце ваше должно быть в этом центре события, которое мы переживаем, – в празднике Рождества Христова. Аминь.